Пятница, 26.04.2024, 20:31
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Обо всём

Галина Дымова Севергина Липецк
галина дымова севергина липецк

Роцкая Елена Сергеевна

Туристы не расстаются с рюкзаком и с песней. Когда снимается тяжелый рюкзак, начинается песня.

Итак, история началась с того, что студенты НЭТИ в январе-феврале 1974 года задумались о том, что одни и те же песни все поют по-разному, а хотелось бы знать правильный - авторский вариант. Встал вопрос - где взять записи оригиналов ? На каникулах я поехала на родину, на Урал, и привезла кассеты Визбора и Круппа. С этих двух кассет и началось настоящее знакомство с бардами. Оно было таким активным, что, в конце концов, стало мешать организационной деятельности турклуба. Председатель турклуба НЭТИ Гена Ким как-то сказал: Вы нам все карты путаете! - имея ввиду не игральные, а обычные географические карты, по которым они готовились к летнему туристскому сезону. Собственно, он и дал нам тот самый первый пинок к организации подсекции турклуба - Туристская песня .

Собрались мы впервые отдельно 4 апреля 1974 года в 614 комнате II учебного корпуса НЭТИ.

Встречались часто. Пели, разучивали новые песни. Самыми активными участниками этих первых собраний были ребята, которые сами играли на гитаре - Рогов Николай и Мельников Сергей. Давыдов Сергей, Воронков Виктор, Попов Виктор, Наумов Володя, Черней Сергей, Зубарев Игорь, Шкетина Татьяна, Прохоренко Сергей, Факеев Андрей, Валя Драчева, Оля Веттер и Сережа Болбот и многие другие пели вместе. Приобрели магнитофон - записей становилось всё больше и больше, а значит, и песен, которые мы пели.

Летом мы отправились в Эрлагол , и с тех пор этот лагерь стал нашим летним бардлагерем. Там появилась такое интересное изобретение - на сгоревшие угли ставили свечку (поскольку дрова заканчивались) и пели до рассвета под свечку .

Именно в Эрлаголе нас услышал редактор газеты НЭТИ Энергия Борис Федорович Ласточкин. Он посоветовал обратиться в студклуб, мол, там помогут, помещение дадут. Это был второй толчок к нашему отделению от Турклуба и становлению клуба самодеятельной песни.

Осенью мы пришли в студклуб. Там как раз решался вопрос о проведении очередного - 4-го конкурса Солист с гитарой . Конкурс придумали еще в 1971 году Бессонов Геннадий и Миллер Владимир. А руководила студклубом тогда Нелли Аркадьевна Шор. Большое спасибо им за эту замечательную идею - конкурс жив и поныне.

Значение конкурса Солист с гитарой для клуба просто огромно. Большинство членов клуба пришли сюда именно после Солиста . А сколько талантов открылось благодаря конкурсу. Самыми первыми были Сергей Роденко и Татьяна Ткачева.

Наша деятельность началась с того, что в 1974 году 20 октября мы пригласили Владимира Муравьева из Казани. Организовал этот визит Владимир Кузнецов, турист, участник фестиваля 1968 года в Академгородке. Муравьев пропел интересную лекцию об авторской песне. Он подробно рассказывал о песнях, авторах и нашу «Гостевую книгу» своим пожеланием клубу:

С надеждой на долгие лета существования вашего Клуба Песни и возрождения былой славы Новосибирска в этом плане. Всё в ваших руках!

А 17 ноября 1974 года (приурочен он был ко Дню Студентов) 4-й конкурс Солист с гитарой проводил впервые Клуб Самодеятельной Песни. Перед этим прошла профсоюзная конференция, где я была выбрана в Профком института. Председатель Профкома Вадим Белотелов предложил мне создать клуб по интересам при Профкоме. Тогда нужно было обязательно быть членом профкома или членом комитета комсомола, так как всё молодежное движение должно быть движимо какой-то организацией. Так и получилось, что такой организацией для нас стал Студенческий клуб под руководством Профкома и идеологическим руководством Комитета комсомола НЭТИ.

Был в гостях Владимир Ланцберг 31 января 1975 года. А летом 1975 года состоялась наша первая поездка на Грушинский фестиваль. Ездили Сергей Роденко, Олег Токарев, Валя Драчева и я. Для нас было открытием, как много людей, интересующихся бардовской песней! У нашего костра собирались все присутствующие на фестивале барды. И мы, в конце концов, всех их убедили в искренности сибирского гостеприимства, уговорив их приехать к нам с концертами.

Студенческий ансамбль МАИ квартет Жаворонок под руководством Дмитрия Дихтера был первым. Это было начало гастрольных приездов. Затем был Вадим Егоров, Александр Дулов и многие другие.

В 1976 году мы поехали в составе делегации от Новосибирска (НГУ+НЭТИ) на Московский фестиваль - В. Болотин и Л. Печенкина, я, Сева (Сергей Васильевич) Роденко, Таня Махонина, Андрей Гуреев и Галя Севергина. Поездка оказалась очень плодотворной в плане новых знакомств - Б. Вахнюк, А. Васин, В. Шабанов, Ю. Песковский.

Потом были Чернильные кляксы , Е.Клячкин. А Владимир Ланцберг подарил нам замечательную запись в блокноте:

Ставит НЭТИ бардам сети.

Если чувствует веревочка натяг,

Значит, новый бард запутался в НЭТЯХ!

Старый НЭТИнский зал с ровным полом, вмещал 800 человек, на его концерте был забит битком.

Осенью 1976 года прошел первый выездной фестиваль - в районе стации Восточной. На этом фестивале выступали и ребята из хора НЭТИ, дуэт Сергея Роденко с Валентиной Облап. Она была хормейстером АХ НЭТИ. И именно Валя сыграла большую роль в том, что хор приобщился к авторской песне.

Незабываемым было выступление 27 мая 1977 года Юрия Визбора. Мне даже пришлось перенести защиту диплома, так как совместить такую глыбу , как Юрий Иосифович, и диплом было невозможно.

Приглашен он был через Комитет комсомола. Программу выступления нужно было утвердить в Доме Самодеятельного Творчества в отделе ЛИТО. Там Юрия Иосифовича попросили объяснить, что он в строчках и сменит жизнь свои одежды имел в виду под ля-ля-ля-ля. ? Юрий Иосифович ответил: Песня, в общем-то, ни о чём, просто дальше слова не сочинились. Но мне вот хочется вам задать вопрос, что имеется в виду, когда вся страна поёт - Не слышны в саду даже шорохи, всё здесь замерло до утра. А что это утром будет?

Конечно, товарищ ему ничего не смог объяснить, на что Визбор сказал, что он тоже ничего не сможет объяснить, поэтому давайте всё же песню Наполним музыкой сердца будем петь. Концертная программа была полностью подписана.

Ещё раз он приезжал к нам 28 февраля 1981 года. Именно тогда он нарисовал в моём блокноте знаменитую картинку - горы за 90 секунд.

А тогда, в 1977 году были и пели ещё В. Вихорев, В. Боков, В. Муравьев. Многие приглашения оплачивал Комитет комсомола, специальная статья была - по привлечённым средствам. В 1978 году приезжали А. Дольский, Ю. Кукин и В. Луферов.

В 1979 - Б.Вахнюк, Б. Львович, В.Щукин. Тогда же, на Интернеделе выступал Леонид Сергеев. Это выступление принесло ему не только известность среди студентов Новосибирска, но искреннюю любовь. В апреле 1980 был Юрий Устинов, а в июне - дуэт Татьяны и Сергея Никитиных.

В мае 1980 года я ездила на Московский фестиваль и отвезла письмо-приглашение Владимиру Высоцкому от Дома Ученых НЭТИ с просьбой выступить у нас осенью. Он сообщил, что ответит осенью. А летом я была в Приэльбрусье и услышала от поляков: У вас большое горе - во время Олимпиады не стало Высоцкого . Очень жаль.

Приглашения часто делались через клуб Терпсихора , что в Академгородке. Им тогда руководил Геннадий Алференко. Он нам очень помогал в организации концертов.

В моей записной книжке столько имен. Вот, например, Лариса Бирина - турист, организатор наших дружеских посиделок. А Марина Бусик сохранила интервью с Визбором, она училась тогда в консерватории. Сейчас проводит фестивали греческой культуры. Саша Аляев, Виктор Воронков, Виктор Жирнов, Андрей Гребнев и Резинкина Таня, Лида Фогель, Таня Рыбенцева. Сергей Давыдов и Виктор Воронков выступали в тандеме - гитара + баян. Еще ансамбль - Масейкин, Ревякин, Балахнин. В 1976 году в Киеве на фестивале завоевали приз зрительских симпатий. Великолепные исполнители: Татьяна Ткачева, Татьяна Санникова и Зина Седова и автор песен Гена Легков известны в Новосибирске и за пределами, куда они ездили на фестивали: в Ленинграде, в Харькове.

А вот Румии Александровой, Александра Быкова и Андрея Третьякова уже с нами нет.

У нас были и есть замечательные авторы. Николай Рогов, Сергей Мельников, Гена Легков, Слава Никитенко, Сергей Роденко, Володя Наумов. Это наши первые ласточки. А Николай Гнедков выступил со своими песнями на Солисте , ещё учась в 9 классе. Кстати, сейчас он живет в Дании, опять же благодаря своим песням.

Вот Владимир Болотин - автор из Академгородка, Юрий Обидин - очень виртуозный исполнитель на гитаре, заглядывал к нам из КСП Квадратный круг , Света Гольдорт - подруга Юлии Каган. Все это наши добрые друзья.

Виктор Гаевой, Юрий Золотарь, Сергей Череватенко - это незаменимые организаторы концертов. А без Гали Гостинской теперь трудно представить житье Клуба - она спроектировала мебель, которая и сейчас стоит в 605а. Лена Вострякова преподает сейчас информатику в 136 школе. Володя Владимиров - журналист.

Таня Ткачева - наша соловушка . Она очень профессионально подходила к исполнению песен и старалась научить других ребят. Очень нам не хватает такого хормейстера. Теперь она поёт в Канаде. С ней в дуэте пел Игорь Ли. Он обладает уникальным голосом, замечательной манерой подавать песню слушателю. В 1986 году на первом фестивале в Саратове он занял 1 место. Сергей Никитин, вручая диплом, сказал: Да, я бы хотел, чтобы у моих песен был такой исполнитель. Я завидую Берковскому .

Осенью 1977года выпускники НЭТИ организовали городской клуб самодеятельной песни. Олег Токарев своей замечательной убедительностью удержал нас в НЭТИ. Так что большая заслуга в том, что Клуб остался здесь, принадлежит ему. Вообще, Олег - большой души человек. Молодое поколение, как правило, в него влюблялось сразу.

Олег Путилов - это неотъемлемая часть истории Клуба. Хорошее знание поэзии, тонкое понимание её, помогало ему, а значит, и нам всем, поддерживать высокий уровень стихов и текстов. Олег печатался, делал композиции в дуэте с Денисом Мурзенко. Олега можно по праву назвать идеологом Клуба. Когда в декабре 1982 года в профком института пришло письмо из ЦК Профсоюзов, в котором указывалось на недозволенность самиздатовской деятельности КСП и предлагалось все КСП упразднить. В феврале 1983 года состоялось то шумное и болезненное собрание клуба, где Олег предложил переименовать КСП в Клуб Песенной Поэзии, и которое стало историческим для нас - мы спасли Клуб!

Состав Клуба конца 80-х был очень разнообразным по своим талантам. Выступали много, поэтому очень пригодились ребята, знающие аппаратуру, умеющие тонко чувствовать звук, как Евгений Друзьев, Лёша Одияк, Алексей Мерзляков. В Клубе всегда много пели, и в зависимости от того, кто брал в руки гитару - Женя Юрьев или Юля Доболева, Вася Гулин или Ира Ким - менялись интонации песен. А позже к аккомпаниаторам добавились Александр Фоминых и Сергей Абрагимов, Сергей Смородинов.

А голоса Лии Магометовой, Иры Родионовой и Лены Добринской слышны были далеко за пределами 6 этажа. Шутка, но голоса, действительно, очень сильные и красивые.

Нужно сказать, что часто не поющие и неиграющие ребята становились важной частью КПП. Такими были и Лена Дерека, и Марина Рыбакова, Галя Суркова, Андрей Имшенецкий, Виктор Ментюков, Костя Батурин, Саша Шумахер, Евгений Друзьев. Видимо, умение играть и петь в дружеском общении не самое главное.

Сергей Маслов хорошо владел гитарой, он вел занятия Школы гитары в клубе. Юля Каган нашла интересную исполнительскую манеру - очень тихо, доверительно и очень музыкально. Сейчас - в Штатах, у неё свой джаз-оркестр.

Поющих ребят много - было и есть: Тимшин Леша, Романенко Женя, Миша Сафронов, Лена и Женя Гинзбург, Василий Гулин, Сергей Мирошниченко, Ярослава Морозова.

В новом поколении новые авторы. Лариса Блинова, Анатолий Кущенко, Олег Немировский, Виктор Сидоров, Евгений Шкурат, Евгений Романов, Андрей Розанов, Марина Гершенович, Сергей Куксин, Виктор Гужавин, Татьяна Храмова, Александр Долгопятов, Денис Курышев, Михаил Котов, Оля Аникина, Алексей Шушаков, Виталий Шинтяпин, Александр Бахтин. Наверняка кто-то еще пишет, втихушку , ничего - рано или поздно проявятся.

Вика Королевская - много сделала для клуба и делает в организационном плане. Многократный ведущий концертов, яркий исполнитель, замечательная хозяйка. (Качество для клуба не менее важное, чем пение.) Ира Клочко - человек поэтического склада, писала интересные, ни на что не похожие стихи. Женя Карамышев - замечательный фотограф. Ира Ким - исполнитель, оформитель. Галя Полуэктова - автор стихов, активный участник всех клубных мероприятий.

Нужно сказать, что в Клубе сложилась замечательная традиция - не только петь дуэтами, но и складывать семейные пары. Вот такие пары - Саня Минеев (занимался фонотекой, черный передельщик ) и Галя Полуэктова, Олег Путилов и Ира Клочко, Олег Токарев и Нина Жичина, Денис Мурзенко и Наталья Новикова, Валера и Лена Вяткины, Андрей и Таня Карелины. Роцкие, само собой. Да и это ещё не всё, а, сколько ещё будет.

Наташа Нагаева (Исмавилова) - замечательный художник, поет и сама, и с дочками, и с Юлей Доболевой. Не менее яркий дуэт у Юли с Таней Гришановой. Таня - учитель игры на фортепиано, преподаёт в клубе Муравейник . Лёша Одияк - делал записи на концертах, вообще, человек - на которого можно положиться. Человек многогранный, удивительно добрый. Оля Федорова - очень трудолюбивая, талантливая, поддерживала библиотеку Клуба, писала стихи. Красивый, очень лирический дуэт был у Оли и Светы Герасимовой. Сейчас Оля и Саша Урбах в Германии.

Андрей Третьяков НЭТИ не закончил, стал журналистом. Он был из тех, кто создаёт рабочую обстановку, запевала в компаниях.

Из этого состава Клуба один из самых ярких дуэтов - Саша Чернышов и Женя Шкурат. Александр сейчас руководит детским клубом Лад при клубе Муравейник . Его ансамбль принимает участие во многих концертах в Новосибирске, снимается на телевидении. Ребятишки - молодцы, так же как и их руководитель. А Женя пишет свои песни и продолжает петь, правда, в основном, в Кемерово.

Дмитрий Полушин - личность в городе известная под именем отца Димитрия. Но в Клуб он забегал частенько по делам весьма мирским - брал материалы для радио Ерматель . Вот они - Пути Господни.

Андрей Горин, ныне играет на тромбоне в Алтайском симфоническом оркестре. Когда учился в Новосибирской консерватории, проводил вечера в КПП, пока не зашла к нам в гости Юля Одегова из Городского клуба. Теперь они наши добрые друзья. Такие же, как Наталья Гарнышева и Николай Таскаев из клуба Сибревком , Александр Николаев – один из организаторов фестиваля Бабье лето , Катя Костылева (Кет) - журналист Вечернего Новосибирска , и многие другие.

Яркая личность - Сергей Смородинов. Художественный руководитель клуба. Он вел уроки игры на гитаре, воспитал молодое талантливое поколение, в частности, сына Максима, юношу романтического и тонкого, пишущего стихи. Сергей Смородинов вместе с Сашей Церпята сочинили гимн 1 Катунскому фестивалю.

Поколения меняются, приходят новые ребята, старые не забываются, и очень хочется видеть в Клубе почаще и Андрея Толстова и Сашу Родионову, Сергея Абрагимова (Малыша), Люду Трошину, Лёшу и Олю Беляевых, Елену Добринскую (Ёлку), Максима и Юлю Злотниковых, Юру Хана, Юру Шера, Татьяну Белошицкую, и многих –многих других…

У Виктора Гужавина, автора более 100 песен, своя студия звукозаписи, он помогал делать записи Николаю Шипилову, Тане Храмовой, Евгению Романову, Володе Аникееву и многим другим.

Володя и Маша Зайцевы учились на худграфе в пединституте, великолепно рисуют, оформляют. У Володи дипломная работа - оформление книги стихов Оли Аникиной. Очень красивые иллюстрации передают душевное состояние автора. Маша шьет свадебные платья. В общем, трудолюбивые ребята, их творчество приносит людям радость.

Илья Зверков учится уже в аспирантуре, талантливый изобретатель. Когда в клубе текло с потолка, мы подставляли ведра, банки и т.д. А он сделал фальшпотолок из полиэтилена, тем самым, спас кафедру графики, что под нами, от потопа.

Лаврина Катерина - тоже изобретательный товарищ, сделала корабль из пустых бутылок и мешковины, назвала Конем Диким (от Кон-Тики ), и ходила на этом корабле по Обскому морю. Активный человек во всем. Она автор песен, лауреат конкурса «Солист с гитарой»

Из нового поколения ещё не проявленных талантов, я думаю, очень много. А из тех, кто уже оставил свой след, конечно, Юра Шер. Замечательное владение гитарой позволило ему на фестивале “Питерский Аккорд” получить приз как “Лучший аккомпаниатор”, когда он всего лишь подыграл дуэту из Томска Марина Томилова + Ирина Обушаева. По его записям в клубе теперь учатся играть на гитаре.

Ещё - Алексей Шушаков, автор стихов, сейчас поет в АХ НЭТИ вместе с Максимом Штыровым Сергей Соломин – автор-самородок Алексей Зверков – автор песен.

Сергей Куксин и Лена Зуева, семейный тандем - Сергей поёт вместе с сыновьями, а Лена героически их поддерживает. Мы всегда рады их видеть у нас.

Всего около 190 записей в моей записной книжке. И это наверняка не все. Трудно разделить всех на гостей, друзей и клубачей - дороги наши так часто пересекаются. Надеюсь, что на юбилей все соберутся

РАДОСТЬ ОТ ВСТРЕЧ - ОНА ДЛИННАЯ!

Наполним музыкой сердца.

Упомянув всех друзей из моей записной книжки, хочется сказать о моих родных и близких.

Моё желание петь сформировалось в далёком детстве, когда папа брал со стены не гитару, а балалайку, все начинали что-то изображать под мамины хороводы. Потом - пение в хоре под руководством Боббобовича - настоящего негра, вывезенного на Урал от войны, да так и осевшего в холоде . Затем походы и пение у костра - это уже в старших классах - закрепили необходимость песенного выражения чувств юной души. А когда я приехала учиться в Новосибирск, то волею судеб, через городской клуб туристов, познакомилась с Колей Роцким, который пел ночи напролёт и имел фонотеку с записями концертов 60-х годов: Ю.Кукина, Е.Клячкина, В.Высоцкого, Б.Окуджавы. С туристами-уральцами я пела те же песни, и контакт замкнулся быстро.

Когда мы собирались в турклубе во II учебном корпусе, 614 комнате, мысли о том, что эти обмены текстами песен, переделками и другими стихами станут каким-то большим делом, не было. Просто, нам было интересно общаться, самовыражаться и самоутверждаться.

Всё обрастало и катилось, как лавина: появлялись новые записи песен и новые исполнители, приходили на огонёк новые люди, как потом выяснилось, участники фестиваля 1968 г. которые очень бережно относились к песням и к людям, бдительно следили, чтобы не повторить судьбы прошлого фестиваля.

После поездки летом 75 г. на фестиваль имени Валерия Грушина стало ясно, что это отдельная песенная культура и что клубу нужно жить! Его нужно иногда и беречь, растить, заботиться, а чаще - просто приходить и в радости, и в горе, и запевать со всеми, это очень помогает!

Клуб теперь - уже моя судьба, моя вторая (или первая) жизнь, за что спасибо и низкий поклон всем, всем, всем.

Всё движется любовью, так неугасимой любви Вам к песне.

Здоровья на любовь, и любви на здоровье!

И песен несмолкаемых в душе.

Источники: http://kpp30.narod.ru/book2.htm

Категория: Обо всём | Добавил: lipetck-4742 (18.09.2015)
Просмотров: 580 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск