Главная » Статьи » Что Где Когда |
Первый набор студентов по специальности Промышленное и гражданское строительство был осуществлён в 1959 году по вечерней форме обучения (более пятидесяти человек), которые, совмещая работу и учёбу, закончили факультет в 1965 году. В 1971 году состоялся первый выпуск инженеров-строителей (47 человек) по дневной форме обучения, тогда ещё в филиале МИСиС. Заслуженными строителями России стали наши выпускники В. Марин, В. Булгаков, В. Глебов, С. Кузюков, И. Гавриков, А. Присекин и другие. Выпускники факультета возглавляют крупнейшие строительные организации и предприятия стройиндустрии г. Липецка, являются видными руководителями в администрации города и области. Часть выпускников строительного факультета, защитив диссертации, вернулись на свой факультет в качестве преподавателей, успешно продолжая заложенные ранее вузовские традиции. Это кандидаты и доктора наук: В. Кузнецов, М. Горюнов, В. Путилин, В. Михайлов, А. Скляднев, В. Зверев, А. Корнеев, В. Бабкин, В. Козомазов, Н. Тезиков, С. Шулепов, Н. Черноусов, В. Яковлев, В. Свиридов, А. Саурин, Н. Капырин, Э. Кацеф, К. Жидков, М. Гончарова, Р. Бадулин, П. Комаров, П. Борков, А. Беляев, Р. Митчин, В. Сердюк, А. Чесноков. В 1975 году на кафедре металлических конструкций начинается подготовка инженеров - строителей по специализации Металлические конструкции , а позднее, в 1986 году открыта специализация САПР (Системы автоматизированного проектирования). С 1989 года на строительном факультете открывается новая специальность - Производство строительных материалов, изделий и конструкций , на которой успешно ведётся подготовка специалистов строителей - технологов для предприятий стройиндустрии. В 2000 году на факультете открывается новая специальность Проектирование зданий . Организуется кафедра архитектуры, которая начинает подготовку специалистов с квалификацией инженер-архитектор. Для обеспечения квалифицированными кадрами жилищно-коммунального комплекса г. Липецка и области на факультете в 2006 году открываются две новые специальности: Городское строительство и хозяйство и Теплогазоснабжение и вентиляция . За время существования строительного факультета выпущено более трёх тысяч специалистов высшей квалификации. В настоящее время инженерно-строительный факультет включает в себя 4 кафедры: строительного производства (заведующий - д.т.н. профессор В.В. Михайлов) металлических конструкций (заведующий - д.т.н. профессор В.В. Зверев) архитектуры (заведующий - д.т.н. профессор А.И. Скляднев) Инженерно-строительный факультет осуществляет образовательную деятельность по всем формам обучения: - очная - очно-заочная - сокращенная на базе среднего специального образования - индивидуальная - заочная. В составе факультета - 56 сотрудников, в том числе 40 сотрудников профессорско-преподавательского состава, среди которых 9 профессоров, из них 7 докторов технических наук. Успешно ведётся подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре. На факультете в настоящее время обучается более 600 студентов по очной и 150 по очно-заочной и 20 по заочной формам обучения. Подготовка ведется по пяти специальностям направления 270100 Строительство : 270103 - Промышленное и гражданское строительство 270106 - Производство строительных материалов, изделий и конструкций 270105 - Городское строительство и хозяйство 270109 - Теплогазоснабжение и вентиляция 270114 - Проектирование зданий По специальности 270103 Промышленное и гражданское строительство ведется подготовка по четырем специализациям: Информационные технологии в строительстве Металлические конструкции Реконструкция и реставрация зданий и сооружений Технология, экономика и организация строительного производства C года осуществляется подготовка бакалавров направления 270800 Строительство по следующим профилям:
Продолжительность обучения 4 года по очной форме (все профили), 5 лет по очно-заочной форме (профиль Промышленное и гражданское строительство ), 5 лет по заочной форме (профиль Производство строительных материалов изделий и конструкций ). По окончании обучения присваивается квалификация (степень) - бакалавр-инженер . После успешного обучения по программе бакалавриата предоставляется возможность дальнейшего двухлетнего обучения с получением степени магистр . Научные интересы кафедр факультета сосредоточены в следующих основных направлениях:
Многие разработки внедряются в производство. Ежегодно издаются в центральных изданиях десятки научных статей, выпускаются учебники монографии и учебные пособия. Инженерно-строительный институт Директор - д.т.н. профессор Ватин Николай Иванович Телефон: моб./Viber/ WhatsApp (в рабочее время): +7 921 9643762, офис/факс: +7 (812) 552-7903 Инженерно-строительный институт (ИСИ) является правопреемником основанного в 1907 году инженерно-строительного факультета – одного из самых авторитетных строительных факультетов России. ИСИ готовит руководителей и ведущих специалистов строительных и проектных организаций, начальников отделов, главных инженеров проекта, ведущих проектировщиков и других специалистов. Каждый студент имеет возможность выезжать на стажировки и практики в зарубежные университеты. В ИСИ действует программа «Двойной диплом» пройдя годичное обучение в зарубежном вузе-партнере, студент получает сразу два диплома: российский и европейский. Наш институт гордится своими выпускниками, которые стали известными строителями, учёными, руководителями министерств и крупными политиками. Прием на подготовку специалистов, бакалавров и магистров ведется как на бюджетной основе, так и контрактной основе. Возможна как очная форма обучения (предоставляется общежитие), так и заочная. Имеются подготовительные курсы для абитуриентов. Практикуется перевод студентов в ИСИ из других вузов на очную (бюджетную и контрактную) и заочную (контрактную) формы обучения. В состав института входят кафедры:
Институт готовит специалистов в области
План приема в бакалавриат, специалитет и магистратуру на год увеличен: автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02Полный текст автореферата диссертации по теме История развития подготовки инженерно-строительных кадров в вузах Центрального ЧерноземьяНа правах рукописи ЗАГУМЁННАЯ МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КАДРОВ В ВУЗАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ (с 1930-х по 2000-е гг.) диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук АВТОРЕФЕРАТ Воронеж - 2005 Работа выполнена в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент ПОНОМАРЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор КАРПАЧЕВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ кандидат исторических наук, доцент ГАБЕЛКО ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ Ведущая организация: Воронежский государственный аграрный университет Защита состоится 28 марта 2005 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.036.01 в Воронежском государственном педагогическом университете по адресу: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 (ауд. 408). С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Воронежского государственного педагогического университета (ауд. 326). Автореферат разослан 25 февраля 2005 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук доцент ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность научного исследования. Высшее строительное образование в России имеет более, чем полуторавековую историю. Первый российский строительный вуз был основан в Санкт-Петербурге в 1832 г. (ныне Санкт-Петербургский университет). Предшественниками ряда современных строительных вузов стали возникшие на рубеже XIX - XX вв. многочисленные образовательные, профессиональные организации - товарищества, курсы, училища. Но истинный бум в организации высших школ современного типа пришелся на 20 - 30-е гг. XX в. когда вследствие резко увеличившейся потребности в отечественных инженерах-строителях, обеспечивавших широкий размах новостроек советской державы, был открыт целый ряд строительных вузов. В указанный период, в 1930 г. появился и первый в Центральном Черноземье Воронежский инженерно - строительный институт (ВИСИ), ныне Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ). Интенсивное развитие Центрального Черноземья потребовало увеличения числа специалистов с высшим инженерно-строительным образованием, поэтому на базе существовавших политехнических институтов региона были созданы строительные факультеты в Липецке, Курске, Орле, Тамбове, а в 1970 г. открылся специализированный Белгородский государственный технологический университет строительных материалов (Бел ГТУСМ). Массовое строительство стало важнейшей составляющей экономического роста страны, а инженеры-строители, подготовке которых государство уделяло большое внимание - главной силой, обеспечивавшей успехи строительной отрасли. За годы своего существования вузы Центрального Черноземья накопили огромный опыт по подготовке инженеров-строителей, изучение и обобщение которого может способствовать повышению качества образования и воспитания будущих специалистов. Это особенно важно в современных условиях, когда во многих регионах России ведется интенсивное строительство. Строительная отрасль быстро развивается, модернизируясь и наращивая объемы производства, увеличивая численность работающих в этой сфере. Следовательно, необходимо умело учитывать сложившиеся традиции, достижения прошлого в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса. Объектом исследования в диссертации является история отечественного высшего инженерно-строительного образования. Предметом изучения стало развитие подготовки инженеров-строителей в строительных вузах и факультетах Центрального Черноземья. В работе анализируется, прежде всего, процесс создания и совершенствования системы высших учебных заведений строительного профиля ЦЧО, рассматриваются основные направления учебно-воспитательной, научно-исследовательской, культурно-массовой и патриотической работы в них. Степень разработки научной проблемы. История высшего строительного образования привлекала внимание отечественных исследователей. Проблемы формирования интеллигенции, особенности развития высшей школы нашли отражение в ряде работ общего характера1. В них показано, что отечественное высшее образование имело фундаментальный характер и обеспечивало мощное развитие науки, техники и экономики. Одной из его сильных сторон было солидное научно-методическое, организационное, системное обеспечение. В тоже время советская система образования имела недостатки#39 жесткое финансовое и административное регулирование регламентация до мелочей деятельности вуза чрезмерная идеологизация, политизация вузовской жизни шаблонизация учебных планов и программ. Исследователи проблем высшей школы большое внимание уделяли как определенным группам высших учебных заведений (университетам, сельскохозяйственным, медицинским, педагогическим, военным и другие институтам), так и истории становления и развития конкретных вузов . Уже со второй половины 1920-х гг. стали появляться книги о формировании интеллигенции в Черноземном Центре. В подавляющем большинстве их авторами были специалисты, сформировавшиеся до революции и перешедшие на службу новой власти3. В их работах зачастую недооценивались проходившие в стране культурно-образовательные процессы, а иногда и отрицалась необходимость подготовки новых специалистов ввиду отсутствия условий для индустриализации Черноземья. В годы первой пятилетки был опубликован ряд брошюр, которые освещали некоторые стороны хозяйственного и культурного строительства ЦЧО4. 1 Высшая школа СССР за 50 лет [Текст] М [б и.], 1964 272 с, Васильев, К.И Проблемы и перспективы современного высшего образования [Текст]/ К И Васильев - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос ун-та, 1977 - 128 с, Кинелев, В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России [Текст]/ В Г Кинелев - М. [б и.], 1995 - С 29 Состояние и перспективы реформирования высшего образования России [Текст] - М. [б и], 1995 - 192 с, Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования анализ и оценка [Текст] - М. [б и.], 1997 - 218 с, Садовничий, В А. Университетское образование Приглашение к размышлению [Текст]/ В А. Садовничий, В В Белокуров, В Г Сушко [и др] - М. [б и.], 1995 - С 128 -161,Жуков, В И. Российское образование проблемы и перспективы развития [Текст] / В И Жуков - М. [б и], 1995 -327 с, Шукшунов, В Е О проблемах реформирования образования в Российской Федерации [Текст]/ В Е Шукшунов -М. [би], 1997 -С 17-18, Высшая школа в 2001 г ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования [Текст] -М. [б и.], 2002 2 Куйбышевский авиационный институт 1942-1992 г очерки история [Текст]/ Под ред. А Ф Бочкарева, И А. Ивашенко - Самара, [б и.], 1992 - 379 с. Наш Дальневосточный технический [Текст] / Дальневост гос техн. ун-т - Владивосток [б и.], 1993 - 165 с, Мы из МИСИ [Текст] - М Центр экономики и маркетинга, 2001 - 384 с, Георгиевский, О В 45 лет жизни вМИСИ-МГСУ Время, события, люди [Текст]/О В Георгиевский. -М [б и], 2003 - 120 с, МИСИ - 71 краткий исторический очерк [Текст]/ Подред. Д Г Иванова - М. [б и.], 1971 -111с, Московский Государственный строительный университет история и современность [Текст] -М. [б и.], 2001 -380 с идр 3Татарчуков,А Н Центрально-Черноземная область [Текст]/ А.Н Татарчуков - Воронеж [б и.], 1928 • 280 с. Покшишевский, В В Центрально-Черноземная область [Текст]/В В Покшишевский -М - Л [б и.], 1929 -203 с. Тутыхин, Б А. Центрально-Черноземная область [Текст]/ Б А. Тутыхин. - М. [б и.], 1929 - 301 с 4 Бирн, И Г Боевые задачи хозяйственного и культурного строительства [Текст]/ И Г Бирн. - Воронеж [б и ], 1930 - 60 с. Варейкис, И Наши задачи на II м году пятилетки [Текст]/ И Варейкис - Воронеж: [б и.], 1930, Иванов, И Задачи вузов и научно-исследовательских учреждений [Текст]/ И Иванов - Воронеж [б и ], 1932, Иванов, И О второй пятилетке и задачах специалистов [Текст]/ И Иванов - Воронеж, [б и], 1932, Их авторы, преимущественно руководители государственных и партийных органов, отвергали мнение о невозможности превращения области из отсталой аграрной в передовую индустриально-аграрную и утверждали, что задача создания кадров новой интеллигенции является такой же важной, как индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. В этих работах либо ставились общие задачи социально-экономического и культурного развития, либо анализировались успехи, достигнутые под руководством партийных организаций. В брошюрах и сборниках статей, издававшихся в Центральном Черноземье к годовщинам общегосударственных событий, имеются сравнительные данные об успехах в развитии экономики и культуры в бывшем отсталом, «оскудевающем крае»5. Эти работы в основном носят популярный характер. В них зачастую не ставились теоретические вопросы, отсутствовал научно-справочный аппарат. Отдельные факты из истории развития образования и культуры содержатся в публикациях, посвященных городам Черноземья6. Однако научное значение этих изданий не велико. Важной вехой в изучении истории подготовки кадров интеллигенции в Центральном Черноземье явилась монография Гетманова Ю.М. «Партийное руководство формированием советской интеллигенции в период строительства социализма» (Воронеж, 1987). Автор на основе большого количества архивных источников исследовал опыт партийных организаций ЦЧО по формированию кадров интеллигенции 1917-1930 гг. раскрыл основные направления и особенности их создания. Большое внимание уделено становлению и развитию сети вузов различного профиля, решению педагогических и воспитательных аспектов подготовки преподавательских кадров. Особую группу составляют работы, посвященные истории высших учебных заведений Черноземья7. Они имели, как правило, обстоятельный историче- Куравский, А Профсоюзы ЦЧО в борьбе за социалистическое строительство [Текст]/ А Куравский - Воронеж [б и ], 1932, К пятой годовщине ЦЧО [Текст] - Воронеж [б и ], 1933 5 Иванов, И У 15 лет борьбы и строительства [Текст]/ И У Иванов • Воронеж [б и ] 1932 - 160 с, Под знаменем Великого Октября Орловская область, 1917-1947 [Текст] - Орел [б и.], 1947 - 60 с. За сорок лет материалы о развитии экономики и культуры Орловской области [Текст] - Орел [б и], 1957 - 86 с. Тепляков, М К. Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лет советской власти [Текст]/ М К Тепляков • Воронеж: [б и ], 1957 - 67 с, Тамбовская область за 40 лет [Текст] сборник статей - Воронеж- [6 и.], 1967 -С 28, 50 лет Белгородской городской партийной организации [Текст] - Белгород [б и ], 1968 - 281 с 6 Михин, Ф И Липецк [Текст]/ Ф И Михин. - Воронеж [б и], 1939 - 92 с, Долгополое, К. Борисоглебск [Текст]/ К. Долгополое - Воронеж [б и ], 1941 - 69 с. Гришин, Г Т Воронеж [Текст]/ Г Т Гришин. - Воронеж [б и ], 1948 - 100 с. Города Тамбовской области [Текст] - Тамбов [б и ], 1956 - 97 с, Кулакова, А К Город Тамбов [Текст] краткий путеводитель/ А.К. Кулакова. - Тамбов [б и ], 1957 - 83 с. Город Орел [Текст] - Орел [б и], 1958 - 90 с. Воронеж [Текст] - Воронеж [б и.], 1961 - 76 с. Курск, очерки истории города [Текст] - Воронеж [б л], 1968 -116с, Белгород [Текст] - Воронеж, [б и ], 1934 - 65 с, Пульвер, Е Здравствуй, Воронеж [Текст] путеводитель/Е Пульвер -Воронеж [би.], 1970 -102с 715 лет Воронежского Государственного университета [Текст] - Воронеж: [б и ], 1934 - 202 с, Иванов, С 3 Воронежский технолошческий институт [Текст]/ С 3 Иванов - Воронеж: [б и.], 1960 - 161 с. Талонов, П М Воронежский государственный университет [Текст] справочник / П М Талонов - Воронеж, [б и.], 1967 -146 с, Воронежский государственный университет краткий исторический очерк [Текст] - Воронеж- [б и ], 1968 - 147 с, Пьяных, Н М Воронежский сельскохозяйственный институт им К.Д Глинки [Текст]/ Н М. Пьяных. - Воронеж [б и ], 1970 - 283 с. Фурменко И П Воронежский государственный медицинский институт [Текст]/ И П ский очерк, сообщали читателям сведения о специальностях, по которым можно получить подготовку в данном вузе, о факультетах, кафедрах, ученых. Выходили они обычно к юбилейным датам университетов и институтов, подробно освещали исторический путь их развития. Таким образом, в изучении истории высших учебных заведений накоплен определенный опыт, но специального обобщающего исследования развития инженерной подготовки строителей в Центральном Черноземье до настоящего времени не было проведено. Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении деятельности строительных вузов и факультетов Центрального Черноземья по подготовке инженерно-строительных кадров. Это предполагает решение ряда конкретных научных задач: - рассмотрение процесса формирования и развития материальной базы строительных вузов ЦЧО - характеристика подбора, подготовки и расстановки вузовских педагогических кадров, комплектования контингента студентов - выяснение мероприятий по совершенствованию учебной и научно-исследовательской работы - анализ организации идейно-воспитательной, патриотической, культурно-массовой и спортивной работы в строительных вузах - изучение участия вузовских коллективов в стройотрядовском движении. Хронологические рамкиданного исследования охватывают период, начиная с 1930 г. когда в ЦЧО появился первый строительный вуз, и до начала 2000-х годов, характеризующих современную подготовку специалистов с высшим образованием для строительной отрасли страны. Территориальные рамки работы включают в себя ЦентральноЧерноземный регион Российской Федерации, который является крупным социально-экономическим образованием, объединяющим Воронежскую, Белгородскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую области. До Великой Октябрьской социалистической революции ЦентральноЧерноземный центр России являлся типично аграрным районом с низким образовательным уровнем населения. На его примере особенно ярко видны глубокие изменения в образовательной и культурной жизни русского народа, произошедшие в последующий период. Фурменко - Воронеж [б и ], 1978 - 256 с, Воронежский технологический институт - SO лег очерк истории [Текст]/ Под ред. Б И Кущева. - Воронеж- [б и ], 1983 - 126 с. Воронежский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт ВИСИ 60 лет [Текст] - Воронеж [б и.], 1991 - 60 с. Гусев, В В Воронежскому государственному университету 75 лет (1918-1993 гг ) [Текст]/ В В Гусев - Воронеж [б и ], 1993 -61с, Воронежский военный авиационный инженерный институт (1950-2000 гг) [Текст]/ Под ред. А М Аббасова [и др] - Воронеж: [б и.], 1999 -50 с, Артеменко, АИ. Белгородской технологической академии - 30 лег страницы истории [Текст]/ АИ Артеменко, Ю Г Агарков, В А Ивахнюк. - Белгород, [б и.], 2000 - 221 с, Воронежская государственная архитектурно-строительная академия 1930-2000 гг [Текст] - Воронеж: [б и.], 2000 • 250 с, Первый вуз Центрального Черноземья России (к 90-летию Воронежского государственного аграрного университета им К Д Глинки) [Текст]/ В Е Шевченко, С И Филоненко, В Н Плаксин, В И Логунов - Воронеж [б и ], 2002 - 512 с, Кройчик, Л Е Alma mater [Текст]/ Л Е Кройчик. - Воронеж. Изд-во Воронеж, гос ун-та, 2003 -328 с, Карпачев, М.Д. Воронежский университет вехи истории. 1918-2003 [Текст]/ М Д. Карпачев - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос ун-та,2003 -472с идр Регион вносил и вносит значительный вклад в экономику и культуру страны. В Центральном Черноземье сложилась развитая сеть высших профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов, их переподготовку и повышение квалификации, научно-исследовательскую и культурно-просветительную деятельность. В последние годы многие вузы региона осваивают новые учебные курсы, открывают новые специальности, востребованные временем и новыми социально-экономическими условиями. Методологическая основа и методы исследования. В диссертации применяется исторический подход к изучению темы. Работа выполнена на основе важнейших методологических принципов исторической науки: объективности и историзма. Использовались такие методы анализа источников, исторической литературы, как проблемно-хронологический и историко-сравнительный, метод периодизации, анализа и синтеза, статистический и др. Источниковая база исследования. Основными источниками, которые использовались при подготовке диссертации, являются архивные материалы, опубликованные официальные и делопроизводственные документы, периодическая печать, воспоминания выпускников, преподавателей и сотрудников строительных вузов и факультетов. Ценные сведения по теме диссертации были получены, прежде всего, в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Воронежской области (ГАВО), Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ ВО), Государственного архива Курской области (ГАКО), Государственного архива Белгородской области (ГАБО), Государственного архива Орловской области (ГАОО), Государственного архива Липецкой области (ГАЛО), а также в архивах высших учебных заведений Центрального Черноземья, ведущих подготовку инженеров строительного профиля. В подавляющем большинстве эти материалы ранее не публиковались. Обширный фактический материал, впервые вводимый в научный оборот, позволяет расширить представление о развитии системы подготовки инженеров-строителей в вузах ЦЧО. Особую группу источников составляют материалы местной, внутривузов-ской периодической печати. В газетах «За технику», «Строитель» (ВГАСУ), «Ленинец», «Строительные вести» (Бел ГТУСМ), «Политехник» (Липецкого ГТУ), «Политехник», «Импульс» (Курского ГТУ), а также областных газет «Коммуна», «Молодой коммунар», «Ленинский путь» (Воронежская область), «Курская правда», «Тамбовская правда», в которых содержатся интересные, но разобщенные и разноплановые фактические данные по теме исследования. Большую пользу для исследования принесло знакомство с воспоминаниями выпускников и работников строительных вузов и факультетов. Привлечение ранее неизвестных фактов и документов необходимо для воссоздания полной и достоверной истории инженерно-строительного образования, для определенной компенсации потерь многих архивных источников и материалов, произошедших в годы Великой Отечественной войны. В совокупности привлекаемый и проанализированный комплекс документов и материалов позволяет в достаточной мере исследовать поставленные в работе проблемы. Научная новизна. В диссертации впервые предпринята попытка комплексного изучения истории подготовки инженеров-строителей в вузах ЦЧО. До настоящего времени в исторической литературе не было научных работ, посвященных данной тематике. Проанализированы основные организационные мероприятия по созданию системы высших учебных заведений строительного профиля, развитию материально-технической базы, подготовке кадров, учебно-воспитательной и научно- исследовательской работе. Впервые вводится в научный оборот значительное количество новых архивных документов и материалов, восполняются пробелы в истории строительных вузов и факультетов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке спецкурсов для студентов строительных вузов и соответствующих факультетов по «Истории России», краеведению, при чтении курсов «Введение в специальность», в воспитательной работе с молодежью, а также при подготовке трудов по истории высших учебных заведений и факультетов. Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в 10 авторских публикациях, обсуждались на научных и учебно-методических конференциях в ВГАСУ (2000-2004 гг.), а также на международной научно-методической конференции «Проблемы истории, науки и техники» в Курске (2004 г.). Материалы диссертации использовались в преподавании курса «Отечественная история», а также при чтении авторских элективных курсов «История института, академии, университета», «Вехи истории», «История подготовки строительных кадров». Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографических ссылок, списка источников и литературы, приложения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дано обоснование актуальности темы, анализируется историография проблемы, определены цель и задачи исследования, хронологические и территориальные рамки, освещена источниковая база, методология, научная и практическая значимость диссертации. Первая глава «Создание и совершенствование системы высших учебных заведений строительного профиля в Центральном Черноземье (с 1930-х по 2000-е гг.) содержит три параграфа. Первый параграф «Формирование и развитие материальной базы строительных вузов и факультетов Центрального Черноземья» посвящен истории развития материально-технической базы строительных вузов и факультетов. До революции во всем регионе, превышающем по своей территории ряд европейских государств, имелось только два вуза: Воронежский сельскохозяйственный институт и Воронежский учительский институт. В 1921 г. в Воронеже открылся Практический институт, в котором стали готовить и инженеров-строителей. Это была первая попытка создания в нашем крае технического вуза, имевшего строительный уклон. Однако из-за недостатка квалифицированных кадров преподавателей и слабой материально-технической базы этот вуз в 1924 г. расформировали. С переходом в конце 1920-х гг. к политике индустриализации обнаружился дефицит инженерно-строительных кадров. Поэтому, в соответствии с решениями ноябрьского 1929 г. Пленума ЦК ВКП (б) и Воронежского обкома ВКП (б) было принято постановление об открытии в городе Воронеже строи- тельного института . В 1930 г. на базе индустриального техникума создается Воронежский инженерно-строительный институт, который вместе с техникумом носил название Воронежский учебно-строительный комбинат (ВУСК). В начале 1931 г. комбинат перешел в ведение Управления Гражданского Воздушного Флота и переименован в институт гражданского воздушного флота. По проекту воронежского архитектора Троицкого Н.В. который являлся и преподавателем этого вуза, в 1933 г. был построен собственный учебный корпус института и жилой дом для профессорско-преподавательского состава9. Ведомственная принадлежность института неоднократно менялась. В 1934 г. он передается Наркомтяжпрому, а с 1936 г. - Наркомату Среднего Машиностроения. С 1939 по 1941 гг. вуз находился в подчинении Наркомата Стройматериалов СССР и получил первоначальное название Воронежского инженерно-строительного института10. ВИСИ располагал хорошей учебно-производственной базой, были созданы новые кафедры и лаборатории, книжный фонд библиотеки составлял свыше 80 тыс. экземпляров11. В 1941 г. строительная специальность в ВИСИ была свернута, и на его базе стал создаваться Воронежский авиационный институт (ВАИ), который во время Великой Отечественной войны эвакуировался в Ташкент. После освобождения Воронежа возникла задача восстановления инженерно-строительного института. 4 мая 1944г. СНК СССР принял постановление № 501 об открытии ВИСИ12. В 1945 г. ВИСИ перешел в ведение Министерства высшего образования. Коллектив студентов и преподавателей института в короткий срок восстановили учебные и жилые корпуса, построили новые общежития13. ГАВО Ф 10 Од 1 Д478 Л.132.Ф 1436 Оп 1 Д 41 Л. 11 9 Архив Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (АВГАСУ) Ф 1498 Од 1 Д. 88 Л 31 10 ГАВО Ф 1436 Оп. 1 Д. 2361, Л. 30 АВГАСУ Ф 5 Од 1 Д 88 Л 28,ГАВО Ф 1436 Од 1 Д 1053 Л 114,Д. 1308 Л. 113 12АВГАСУ Ф 1445 Оп.1 Д.7 Л 16,Строитель -1976 -9апреля. 13АВГАСУ Ф 1446 Од1 Д7 Л.18.Ф 1449 Од 3 Д.5 Л. 48 В 50-х - 60-х гг. продолжалось дальнейшее развитие материальной базы ВИСИ: приобреталось современное оборудование для лабораторий, строились новые учебные здания и т.д.14 Особенно большие изменения произошли в 70-е - 80-е гг. были построены два учебно-лабораторных корпуса, два студенческих общежития, столовая, санаторий-профилакторий, учебно-научный полигон, возводилось здание биб- лиотеки и спортивного комплекса . К концу 80-х гг. ВИСИ располагал 5 учебными корпусами, полезной площадью 25 тыс. кв. метров, 57 учебными и 3 научно-исследовательскими лабораториями, библиотекой на 50 тыс. томов, 2 спортзалами16. Созданная за многие годы учебная и производственная база Воронежского инженерно-строительного института способствовала высококачественной подготовке специалистов, о чем свидетельствовало, в частности, получение вузом статуса университета. С 2000 г. он стал называться Воронежским государ- ственным архитектурно-строительным университетом . Белгородский государственный технологический университет строительных материалов в период создания (1970 г.) не имел своей материальной базы. Но в 1973 г. вуз получил учебно-лабораторный комплекс и постепенно стал наращивать учебно-производственные площади. К 2000 г. учебные и научные лаборатории этого вуза были оснащены современным оборудованием. Компьютерный парк Бел ГТУСМ считается одним из лучших среди вузов России . Кроме ВГАСУ и Бел ГТУСМ, инженеров-строителей с 60-х - 80-х гг. стали готовить строительные факультеты политехнических вузов Центрального Черноземья, которые в начале своей деятельности не располагали хорошо оснащенной учебной базой, но со временем этот недостаток устранялся.19 Таким образом, для подготовки квалифицированных инженеров-строителей в вузах Центрального Черноземья была создана хорошая материальная база, включавшая учебные здания, современные лаборатории, мастерские, общежития, спортклубы, профилактории и т.п. В современных условиях, когда государственное финансирование идет только на зарплату преподавателей и сотрудников, стипендии студентам, вузам приходится экономить на многом и делать только самое необходимое. Между тем, здания нуждаются в ремонте, растет плата за коммунальные услуги, быстро устаревает и изнашивается учебное оборудование, лабораторный инвентарь. Поэтому без достаточного 14 Справка о развитии ВИСИ к 50-летию образования [Текст] -Воронеж ВИСИ, 1980 -С 8 15 Воронежский Ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт [Текст] проспект для поступающих. - Воронеж [6 и], 1982 -С 54 16Там же -С 8 ГАРФ Ф А259 Оп. 46 Т 5 Д 5753 Л 10 18 Артеменко А.И Белгородской технологической академии - 30 лет страницы истории [Текст] / Под ред. А И Артеменко, Ю Г. Агарков, В А. Иванюха - Белгород [б и ], 2000 - 224 с 19 ГАРФ Ф А605 Оп 1 Д 4883 Л 12, Архив Тамбовского Государственного Технического университета (АТГТУ) Ф 2 Оа 1 Д. 2 Л 76, Архив Курского Технического университета (АКТГУ) Ф 1 Оп. 1 Д 3 Л 5 государственного финансирования вузам с каждым годом будет все труднее готовить квалифицированных специалистов строительного профиля. Во втором параграфе «Подбор, подготовка и расстановка педагогических кадров, комплектование контингента студентов в строительных вузах и факультетах Центрального Черноземья» рассматриваются проблемы кадрового обеспечения и формирования студенческого контингента. На протяжении всей истории вузов ЦЧО подготовка специалистов определялась, прежде всего, педагогическим мастерством и научной квалификацией преподавателей и являлась приоритетной задачей. Особенно актуальной она была в 30-е гг. когда, к примеру, в Воронеже число преподавателей с учеными степенями и званиями составляло менее 30 %20. Для обучения студентов в ВИСИ приглашались квалифицированные преподаватели из ВГУ, СХИ, а также опытные производственники, техники, инженеры. В дальнейшем комплектование штата преподавателей ВИСИ происходило за счет подготовки собственных кадров. Исследование показало, что у истоков становления строительных специальностей в ЦЧО стояли инженеры путей сообщения - самые образованные на тот момент специалисты.21 Большое значение для укрепления кадрового потенциала имело открытие в ВИСИ в 1932 г. аспирантуры. В предвоенный период инженеров-строителей готовили 7 профессоров, 4 докторов наук, 13 доцентов и 34 преподавателя и ас-систента22. В годы Великой Отечественной войны многие преподаватели погибли. Поэтому с возобновлением деятельности ВИСИ в 1944 г. вновь со всей остротой встал кадровый дефицит. Подготовка преподавателей в 40-50-е гг. проходила путем направления их в целевую годичную аспирантуру вузов Москвы, Ленинграда и других городов, где уже сложились научные школы, и был опыт подготовки научных кадров. С 1947 г. возобновилась работа аспирантуры в ВИСИ23. В последующее время наблюдался значительный рост педагогических кадров. К 1958 г. штат преподавателей вырос до 178 человек, к началу 60-х гг. в ВИСИ преподавало уже 8 профессоров и 81 доцент, что свидетельствовало не только о количественном, но и о качественном росте преподавательских кадров24. В 70-80-е гг. каждые 5 лет преподаватели проходили обучение на факультетах повышения квалификации ведущих вузов страны, некоторые получили возможность стажироваться за рубежом. 20Гетманов Ю.М. Партийное руководство формированием советской интеллигенции в период строительства социализма: на материалах Центрального Черноземья [Текст] / Ю.М. Гетманов.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос.ун-га,1987.-С. 76. 21 Там же-С. 68. 22 Справка о развитии Воронежского инженерно-строительного института: к 50-летию образования [Текст]. -Воронеж: ВИСИ, 1980.- С.2. 23Тамже.-С.З. 1990-е гг. ознаменовались кардинальными социально-экономическими изменениями в стране, что послужило значительному оттоку преподавателей в другие сферы деятельности. Однако к концу 90-х гг. наметилась кадровая стабилизация: в 1998 г. в вузе работало 40 докторов наук и профессоров, а в 2000г. - более 60, свыше 250 доцентов, кандидатов наук, более 500 преподавателей25. ВИСИ оказал помощь преподавательскими кадрами в организации строительных факультетов в политехнических вузах Курска, Липецка, Тамбова, в которые на постоянную работу отправилось около 20 чел. Одновременно с ними были откомандированы на временную работу видные профессора А. Иванов, Н. Кирсанов, А. Барченков и др.26 Кадровый состав строительных факультетов и вузов постоянно пополнялся и за счет выпускников аспирантур, которые были открыты во всех исследуемых в диссертации учебных заведениях. Таким образом, при формировании преподавательских кадров в строительных вузах ЦЧО были реализованы все уровни подготовки, имеющиеся в системе высшего профессионального образования в России: базовое высшее образование, аспирантура, докторантура, повышение квалификации как в России, так и за рубежом. В вузах применялся накопленный опыт ВИСИ-ВГАСУ по подготовке преподавательских кадров, по использованию значительного потенциала практических специалистов. Штатный состав преподавателей напрямую зависел от контингента студентов. В 30-е гг. прием студентов проводился без вступительных экзаменов, на основе собеседования с абитуриентами. В основном это были зрелые люди, рабочие и крестьяне, прошедшие гражданскую войну и активно участвовавшие в восстановлении народного хозяйства. Уровень их общеобразовательной подготовки был невысок27. В 1936 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой», которое вводило в вузах вступительные экзамены и упорядочивало всю систему образова-ния.28 Состав студентов очищался от малограмотных и случайных людей. Время требовало не только количества, но и качества специалистов. В довоенный период ВИСИ имел контингент студентов не более 500 человек и выпуск составил всего 507 инженеров-строителей29. После окончания войны вместе с открытием новых факультетов значительно вырос прием студентов не только на дневную форму обучения, но и без отрыва от производства. В 50-60-е гг. рост числа студентов происходил и за счет открытия филиалов ВИСИ.30 В этот период увеличился прием слушателей 25 Основные показатели деятельности ВИСИ за период 1982-1990-е гг. [Текст]. - Воронеж: ВИСИ, 1991. - С. 18. 26 АВГАСУ. Ф. 1498. Оп. 2. Д. 1. Л. 22. 27 ГАВО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 778. Л. 11. КПСС в резолюциях и решениях. (1898-1986) [Текст].-М: Политиздат, 1985.- Т. 6.-С. 353. 29 Справка о развитии Воронежского инженерно-строительного института: к 50-летию образования [Текст]. -Воронеж: ВИСИ, 1980. • С. 2. 30 Там же.- С. 3. на подготовительное отделение, что позволило добиться значительного роста прослойки рабочих и колхозников, доля которых в контингенте студентов составила более 60 %31. К 1980 г. численность студентов всех форм обучения составляла свыше 7 тыс. человек, а общее количество подготовленных институтом специалистов достигло 18,2 тыс.32 С 1989 г. стало осуществляться обучение выпускников строительных техникумов по сокращенной программе (4,5 года). В этом же году были заключены договоры о сотрудничестве с несколькими средними школами Воронежа с целью подготовки учащихся для обучения в строительном институте. В 90-е гг. в вузе был организован факультет довузовской подготовки. За 10 лет его работы в институт поступило свыше 1380 слушателей.33 Успешно развивались международные связи. В стенах института получили высшее образование граждане Болгарии, Вьетнама, Марокко и других стран. В 1998 г. ВИСИ заключил договоры о совместной подготовке специалистов с вузами США и Кипра. В настоящее время во ВГАСУ обучаются 4,5 тыс. студентов на дневном отделении и 1,5 тыс. - на заочном. Ежегодный прием составляет 635 чел. на бюджетной основе и 50 % от общего числа абитуриентов - на платной основе.34 Опыт ВГАСУ по комплектованию контингента студентов был широко использован и получил дальнейшее развитие в строительных вузах и факультетах ЦЧО. Так, Бел ГТУСМ успешно развивает сотрудничество с зарубежными странами35. При ЛГТУ более 15 лет существует подготовительная физико-математическая школа «Эврика». В КГТУ для удобства абитуриентов открыты филиалы во многих городах и райцентрах Курской области. За период с 1930-х по 2000-е гг. в строительных вузах и на факультетах ЦЧО контингент студентов проходил подготовку по всем видам обучения. Платное обучение к 2000 г. достигло 50 % от общего числа абитуриентов и продолжает расти, т.к. вузы заинтересованы в привлечении дополнительных денежных средств. Но при этом в число студентов нередко попадают абитуриенты с низким уровнем общеобразовательной подготовки, а для людей способных, но не имеющих средств для оплаты обучения, дорога к высшему образованию оказывается закрытой. По подсчетам, проведенным исследователем при написании диссертации, за период с 1935-х по 2000-е гг. выпуск инженеров-строителей в ЦЧО составил 71980 чел. Уровень профессиональной подготовки основной массы выпускников полностью отвечает необходимым требованиям. 31 Воронежский Ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт [Текст].- Воронеж: [б.и.],1981.-С. 10. Там же.-С. 4. 33 Основные показатели деятельности ВИСИ за период 1982-1990 гг. [Текст]. - Воронеж: ВИСИ, 1991. - С. 21. 34 Строитель. - 2000. - 10 декабря. 35 Строительные вести. - 2000. - 1 сентября. В третьем параграфе «Становление и совершенствование учебной и научно-исследовательской работы в строительных вузах и факультетах Центрального Черноземья» анализируются вопросы организации учебной работы и научных исследований. Учебный процесс в вузах осуществлялся на основе утвержденных государственными органами учебных программ. На раннем этапе своей деятельности ВИСИ испытывал определенные трудности: учебные программы отличались многопредметностью, ежегодно изменялись, отсутствовали стабильные учебники, существовал бригадно-лабораторный метод обучения. При наличии этих недостатков учебные планы и программы постоянно пересматривались и обсуждались на конференциях и совещаниях работников высшей школы. В 1944 г. с возобновлением деятельности ВИСИ были установлены такие формы учебной работы, как лекции профессоров или доцентов практические занятия в лабораториях, кабинетах, мастерских и т.п. производственная практика студентов самостоятельная работа студентов консультации. Учебный год делился на 2 семестра, успеваемость оценивалась по балльной системе, каждый студент получал студенческий билет и зачетную книжку. В 1949 г. ВИСИ принял участие в расширенном методическом совещании строительных вузов Министерства высшего образования СССР, что способствовало улучшению преподавания дисциплин, организации лабораторных занятий в вузе.36 В 50-е гг. основное внимание было направлено на составление стабильного расписания: лекционные занятия - в первую пару часов практические занятия - во вторую пару часов лабораторные занятия - на последних часах (или вечером). Стабильность расписания выдерживалась, как и учебный план по количеству часов и по объему программы. Деканатами осуществлялся строгий контроль: проверки, посещение занятий, заслушивание ежемесячных отчетов кафедр и т.д.3#39 В 1965 г. ВИСИ осуществил переход на новые учебные планы с единым графиком учебного процесса. Основой в совершенствовании учебного процесса становилась современная научная база строительной науки, новые научные методы организации и управления, принципы экономического воздействия на строительное производство. В 70-е гг. была усилена экономическая подготовка студентов: создан учебно-методический кабинет по экономике и организации строительства, во всех дипломных проектах внедрен раздел по экономике. Особое внимание обращалось на мировоззренческую направленность, качественное содержание занятий, повышение личной ответственности профессорско-преподавательского состава за обучение и воспитание студентов. В ВИСИ функционировала лаборатория научной организации учебного процесса, которая разрабатывала методические указания по планированию, организации и контролю самостоятельной работы студентов, исследовала норма- 36 АВГАСУ. Ф. 58. Оп. 8. Д. 2. Л. 41. тивы трудовых затрат на различные виды учебных заданий. В практику учебного процесса внедрялись ТСО и ЭВМ, все чаще использовались методы активного обучения: деловые игры, проблемные лекции, совершенствовалась производственная практика. К концу 80-х гг. ВИСИ стал учебно-методическим центром по подготовке инженерно-строительных кадров в вузах Центрального Черноземья. В 90-е гг. несмотря на большие материальные затраты, в строительных вузах и факультетах ЦЧО активно велась работа по внедрению новых технологий, коммерческой деятельности. Вводилось обучение на контрактной основе как российских, так и зарубежных специалистов, организовывались платные курсы повышения квалификации, переподготовки. Создавались новые учебные планы, предусматривавшие дополнительные спецкурсы и альтернативные дисциплины по выбору студентов, увеличивалось число практических и лабораторных занятий. Распределение часов по гуманитарным дисциплинам перешло от Минвуза в ведение деканов. В технических вузах это выразилось в неоправданном сокращении количества часов на гуманитарные дисциплины, а учебная нагрузка на преподавателей гуманитарных кафедр возросла с 550-560 до 800-850 часов.38 В октябре 1991 г. ВИСИ успешно прошел аттестацию (первым среди строительных вузов РСФСР и среди вузов г. Воронежа). 5 июля 1993 г. институт был преобразован в академию (ВГАСА). Успехи вуза были оценены международной организацией «Мир без границ», что позволило стать участником программы «Партнерство ради прогресса», получить приз «Золотой орел» и сертификат участника международной программы. Главная задача высшей школы - повышение уровня подготовки специалистов - решалась в строительных вузах и факультетах ЦЧО, в первую очередь, за счет совершенствования учебного процесса. Проводились методические семинары и конференции. Внедрялись методы активного обучения: деловые игры, проблемные лекции, стало практиковаться проведение занятий непосредственно на предприятиях. Была проделана большая работа по компьютеризации и использованию ТСО в учебном процессе, осуществлен практический переход к многоуровневой системе обучения, направленной на предоставление более широкого спектра образовательных услуг, открыты новые, отвечающие потребностям рынка, специальности. Вузы участвуют в лицензионной деятельности, расширяют и совершенствуют формы повышения квалификации, переподготовки и послевузовской аттестации. Внедрена система непрерывного послевузовского профессионального образования, предусматривающая гибкий подход к обучению задействованных в строительном комплексе специалистов. Научная деятельность является одной из главных составляющих единого учебно-научно-производственного комплекса вуза. Ее основными задачами являются: подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, организация научно-исследовательской и инновационной деятельности в соответствии с профилем подготовки инженерных кадров, формирование научных школ и направлений НИР (НИОКР), участие в выполнении научно-технических программ и грантов, развитие новых организационных форм хоздоговорных НИР, международное научное сотрудничество, патентная и изобретательская работа, организация студенческих исследований. С первых дней существования строительных вузов и факультетов в ЦЧО уделялось большое внимание научно-исследовательской работе, оказывалась помощь предприятиям и стройкам. Так, в довоенный период профессорами ВИСИ Б.Т. Ив, В.К. Вильдеман, К.А. Жилинским были сделаны крупные открытия в области методов сушки древесины токами высокой частоты, новой методике расчета жестких фундаментов, изучены сопротивления деревянных нагельных соединений. Доцент Н.А. Романов стал одним первых из помощников академика И.П. Павлова в Колтушах, по словам академика А.Н. Холмогорова, «он предвосхитил одно из направлений позднейших работ по кибернетике»39. ВИСИ являлся видным научным центром Центрального Черноземья, а по некоторым вопросам его известность приобрела общесоюзные масштабы40. В послевоенный период преимущественное место в научных исследованиях заняли темы, имевшие прикладной характер. С 1946 г. в ВИСИ стали проводить ежегодные научно-практические конференции. Неуклонно росло число внедренных в народное хозяйство научных разработок. Профессорско-преподавательский состав вуза активно участвовал во всесоюзных, зональных и межвузовских научных конференциях и симпозиумах. Разработки ученых отмечались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР, экспонировались на международных выставках. С каждым годом увеличивалось количество публиковавшихся монографий и научных статей. Начиная с 1948 г. в вузе ежегодно проводились студенческие научные конференции. Студенты старших курсов, проявлявшие склонность к научной работе, приобщались к выполнению научных исследований по хозяйственным договорам. За успешную научную работу студенты ВИСИ были отмечены 12 медалями и 120 дипломами Министерства высшего и среднего специального образования. Научно-исследовательская деятельность строительных вузов и факультетов ЦЧО носила фундаментальный характер и представляла большую практическую ценность. | |
Просмотров: 716 | |
Всего комментариев: 0 | |