Главная » Статьи » Новое |
В преддверии Дня защитников Отечества Тверскому суворовскому военному училищу торжественно вручён почётный переходящий приз Министерства обороны «Лучшему училищу (кадетскому корпусу) Министерства обороны Российской Федерации» в виде вымпела Министерства обороны РФ. Этой награды училище удостоено за достигнутые результаты по итогам 2009/2010 учебного года среди учебных заведений подобного типа. Вымпел вручил советник департамента образования Министерства обороны РФ полковник Владислав Судаков. — Коллеги, ветераны и наши воспитанники, спасибо вам большое за тот вклад, который вы внесли в это знаменательное событие, - сказал после принятия вымпела начальник училища генерал-майор Александр Зубков. - Стать лучшими среди лучших — это большая честь. Разрешите от вашего имени заверить Министерство обороны, что Тверское суворовское военное училище и впредь будет одним из лучших училищ Министерства обороны, будет поддерживать данный статус и, надеемся, что этот вымпел останется у нас навсегда. Поздравить коллектив с получением вымпела и наступающим Днём защитников Отечества в училище прибыл глава города Твери Владимир Бабичев. Он отметил, что училище в лучших традициях вырастило 14 тысяч выпускников. — Вручение вымпела — это большое событие и подарок в канун празднования Дня защитников Отечества, - сказал он. - И особенно в этот год, который объявлен годом воинской славы. Завтра президент Дмитрий Медведев вручит мне как главе города грамоту о том, что Твери присвоено почетное звание «Город воинской славы». И вы - первое воинское подразделение, которое доказывает, что действительно в Твери воинские традиции чтут, их любят и за них борются. А закончилась торжественная часть персональными поощрениями. Приказом председателя Общероссийской общественной организации «Российское кадетское братство» вице-сержанту Сергею Лимарю, суворовцам Михаилу Хасыкову и Аркадию Черняеву вручены именные стипендии в размере 4000 рублей, суворовцам Олегу Шевелёву, Григорию Зачиняеву и Власу Егорову оказана материальная помощь по 3000 рублей, а преподавателю русского языка и литературы Светлане Владимировне Масаловой и воспитателям Сергею Анатольевичу Дедову и Сергею Николаевичу Колосову вручены вознаграждения в размере 7000 рублей. В канун праздника 32 суворовца стали вице-сержантами. а четырем воспитанникам присвоены звания старших вице-сержантов. Липецкий полк удостоен Вымпела Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2006 г. 968-й Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк награжден Вымпелом. Эта награда учреждена Министром обороны РФ в 1998 г. и вручается воинским частям за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку, проявленные при выполнении специальных заданий Министерства обороны РФ, большой вклад в укрепление обороноспособности государства. Церемония вручения Вымпела прошла 31 октября. Вымпел вручил Главнокомандующий Военно-Воздушными силами России генерал армии Владимир Михайлов. На церемонии присутствовали начальник Липецкого Центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС генерал-майор Александр Харчевский, представители администрации Липецкой обл. и г. Липецка, ветераны полка. По решаемым задачам 968 ИИСАП, входящий в состав Липецкого авиацентра, является уникальным и единственным в Военно-Воздушных силах. Он имеет героическую историю и славные боевые традиции. Его первоначальное наименование – 402-й истребительный полк особого назначения. Он был сформирован 25 июня 1941 г. на подмосковном аэродроме Чкаловский и комплектовался летным и инженерно-техническим составом Научно-испытательного института ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Первым командиром полка был известный летчик-испытатель П.М. Стефановский. На вооружении состоял новейший по тем временам истребитель МиГ-3, затем – самолеты «Як». Боевые действия полк начал на Северо-Западном фронте 30 июня 1941 г. а закончил под Берлином в победном 1945-м. 402 ИАП стал самым результативным истребительным полком советских ВВС, на счету которого воздушные победы над 810 вражескими самолетами. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, десять летчиков полка удостоены звания Героя Советского Союза. В Липецк полк впервые попал летом 1943 г. – на переформирование после кровопролитных боев на Кубани. Полвека спустя, в 1992 г. он получил здесь постоянную прописку, став ядром Липецкого авиацентра по проведению летных экспериментов и освоению новой авиационной техники. Три года назад, в декабре 2003 г. он первым в ВВС России получил пять модернизированных истребителей Су-27СМ (на фото). На вооружении полка находятся также модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М, истребители МиГ-29, Су-27, Су-30 и штурмовики Су-25. Высокий профессионализм летного и инженерно-технического состава полка позволил показать на учениях коллективных сил безопасности стран СНГ «Рубеж-2005» и «Щит Союза-2006» отличные результаты учебно-боевой работы. За время пребывания полка в Липецке свыше ста его военнослужащих удостоено высоких правительственных наград. Командует полком с декабря 2005 г. летчик-снайпер полковник Сергей Прокофьев. Главнокомандующий ВВС России вручил вымпел Министра обороны РФ липецкому авиационному полку31 Октября 2006 года Главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов на летном поле Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава вручил Вымпел Министра обороны Российской Федерации Севастопольскому Краснознаменному ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторскому смешанному авиационному полку. Он отметил, что вымпел липецкому авиационному полку вручается …за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку, проявленные при выполнении специальных заданий Министерства обороны, большой вклад в укрепление обороноспособности государства . Выступивший на церемонии награждения первый заместитель главы администрации Петр Горлов подчеркнул, что липецкие авиаторы …поддержали высокую марку Липецкой области - одного из лучших регионов страны. Здесь, в липецком небе, учат самолеты воевать, а летчиков - побеждать . После вручения авиаполку вымпела, который теперь будет постоянно храниться в штабе авиаполка, на аэродроме состоялся торжественный парад частей Липецкого гарнизона с выносом боевых знамен. В настоящее время полк входит в состав Краснознаменного ордена Ленина центра боевого применения и переучивания летного состава (фронтовой авиации) имени В.П.Чкалова, которым командует заслуженный военный летчик Российской Федерации, кандидат военных наук, кавалер орденов Красной Звезды и За службу Родине в ВС 3-й степени генерал-майор Александр Харчевский. Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационной полк был сформирован на третий день Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года. Это самый результативный истребительный полк советских ВВС, на счету которого 810 сбитых вражеских самолета. В его составе воевали и проходили службу 32 Героя Советского Союза. Сегодня личный состав базирующегося в Липецке авиационного полка проводит большую научно-исследовательскую работу на современных авиационных комплексах. Пресс-служба администрации Липецкой области Севастопольский исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк награжден Вымпелом министра обороны России01.11.2006 Приказом министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2006 года Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк награжден Вымпелом. Эта награда утверждена министром обороны РФ в 1998 году и вручается воинским частям и формированиям за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку, проявленные при выполнении специальных заданий Министерства обороны РФ, большой вклад в укрепление обороноспособности государства. Вымпел представляет собой квадратное полотно из материала белого цвета, обрамленное желтой бахромой. По периметру полотна идет полоса золотистого цвета, по углам - треугольники красного и синего цвета, на левой и правой стороне, вверху и внизу полотна - дубовые и лавровые ветви. Под верхней дубовой и лавровой ветвью надпись - Вымпел , под этой надписью геральдический знак министра обороны РФ. Внизу надпись Министр обороны РФ . На обратной стороне вымпела надпись Исследовательско-инструкторскому смешанному авиационному полку. За мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку . В соответствии с положением он вручается министром обороны, одним из его заместителей или Главнокомандующими видами и родами Вооруженных сил. На церемонии присутствовали: начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский, представители администрации Липецкой области и города Липецка, ветераны полка. По решаемым задачам эта авиационная часть является уникальной в Военно-Воздушных силах и входит в состав Липецкого авиацентра, которым командует генерал-майор Александр Харчевский. Полк имеет героическую историю и славные боевые традиции. Его первоначальное наименование - 402-й истребительный полк особого назначения. Сформирован 25 июня 1941 года на подмосковном аэродроме Чкаловский. Комплектовался летным и инженерно-техническим составом Научно-испытательного института ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Первым командиром был известный летчик-испытатель Петр Михайлович Стефановский. На вооружении состоял новейший по тем временам истребитель МиГ-3, в дальнейшем - самолеты ОКБ Яковлева. Боевые действия полк начал на Северо-Западном фронте 30 июня 1941 года, а закончил под Берлином в победном 45-м. Это самый результативный истребительный полк советских ВВС, на счету которого 810 вражеских самолетов. Боевое Знамя полка украшают два ордена - Красного Знамени и Суворова 3-й степени, а также почетное наименование Севастопольский . За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, десять летчиков полка удостоены звания Героя Советского Союза. Всего же в полку проходило службу 32 кавалера Золотой Звезды. В Липецк полк впервые попал летом 1943 года, на переформирование после кровопролитных боев на Кубани (в составе 3-го истребительного авиакорпуса он прикрывал знаменитую Малую Землю - плацдарм под Новороссийском). Полвека спустя - в 1992 году - он получил здесь постоянную прописку, став ядром Липецкого авиацентра по проведению летных экспериментов. Боевые традиции, заложенные летчиками-испытателями в годы войны, достойно продолжают современные летчики-исследователи. Личный состав полка регулярно привлекался к проведению воздушного и наземного показа боевой авиационной техники на различном уровне. В том числе, во время воздушного парада над Поклонной горой в честь 50-летия Великой Победы в 1995 году, при открытии российской авиабазы на аэродроме Кант в Киргизии в 2003 году, в ходе посещений Липецка Министром обороны в 2002 году и Президентом Российской Федерации в 2004 году, на международной выставке вооружения и военной техники в 2006 году. Полк представлял интересы ВВС России на авиабазах Будё (Норвегия) и Кольмар (Франция). Первым в ВВС России получил на вооружение 5 самолетов Су-27 СМ. Высокий профессионализм летного и инженерно-технического состава позволил показать на учениях коллективных сил безопасности стран СНГ Рубеж-2005 и Щит-2006 отличные результаты учебно-боевой работы. За время пребывания полка в Липецке свыше ста его военнослужащих удостоено высоких правительственных наград. Командир полка полковник Сергей Прокофьев родился 18 сентября 1962 года. После окончания средней школы с 1979 г. по 1983 г. обучался в Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков, с 1994 г. по 1997 г. в Военно-Воздушной академии им. Гагарина, которую окончил с отличием. В 2005 г. ему присвоена классная квалификация летчик-снайпер . С декабря 2005 г. - командир полка. Награжден шестью медалями, в том числе в 2003 году Указом Президента РФ медалью Нестерова. Проходил службу на летных должностях в Приволжском и Белорусском ВО, в ЗГВ. За время службы освоил самолеты: Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и их модификации. После вручения вымпела министра обороны РФ авиационному полку Главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов отметил: В этом году полк отметил 65-летие. Сделав анализ, мы в Главкомате ВВС удивились, почему этот полк до сих пор не представлен к награждению. Он постоянно находится на острее жизни Военно-воздушных сил, как в годы войны, так и в послевоенное время. Именно в этот полк, которому вручен Вымпел министра обороны, в этом году будет поступать новая авиационная техника. Она уже готова, проходит заводские облеты и вскоре прибудет сюда. В этом полку учат летать самолеты, а летный состав побеждать на них. Учат боевому применению этих самолетов, отрабатываются методики, с помощью которых потом рядовые летчики быстрее осваивают авиационную технику. Это предназначение полка, он не спроста называется - исследовательский инструкторский смешанный авиационный полк. Сюда, в липецкий авиацентр, скоро прибудут два самолета Су-34. Су-25 СМ, Су-27СМ уже находятся здесь более года и показывают прекрасные результаты. 2-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова (2-й ГвИАП СФ)В декабре 1939 г. уже в ходе советско-финской войны, из Белорусского особого военного округа на аэр. Ваенга прибыли 4-я ОИАЭ 70-й авиабригады БОВО и 2-я ИАЭ 15-го ИАП им. Ф.Э.Дзержинского 1 на самолётах И-15бис. Кроме того, туда же перебазировали самолёты СБ и личный состав из 5-й СБАЭ 147-й СБАБ БОВО, и подразделение СБ из 39-го СБАП 10-й САД БОВО. 23 декабря 1939 г. приказом НК ВМФ №006 из этих эскадрилий был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. 23 декабря был определён днём части. Местом дислокации полка был определён аэродром Ваенга. Ему было вручено Революционное Красное Знамя 4-й ОИАЭ ВВС Белорусского ОВО. В состав полка вошли:
Во время советско-финской войны 72-й САП принимал активное участие в боях, ведя воздушную разведку и нанося удары по вражеским объектам. Накануне Великой Отечественной войны 72-й САП получил из 5-го ИАП ВВС ЛенВО первые 4 истребителя И-16. Вскоре, 29 апреля 1941 г. на основе этих четырёх И-16 в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, которую возглавил ст. лейтенант Б.Ф.Сафонов. Истребитель И-16 Бориса Сафонова К 22 июня 1941 г. 72-й САП имел в своём составе: 28 И-15бис, 17И-153, 4И-16, 11 СБ. С началом Великой Отечественной войны на несколько истребителей полка были нанесены патриотические лозунги. Так, самолёт Б.Сафонова нес надписи «За ВКП(б)!» и «Смерть фашистам!», на самолёте №11 ст. лейтенанта А.Коваленко — «За Сталина!» и «За коммунизм!», на самолёте №13 сержанта С.Сурженко — «За СССР!». Уже 24 июня 1941 г. командиром 4-й АЭ ст. лейтенантом Б.Сафоновым была одержана первая воздушная победа над врагом: сбит немецкий бомбардировщик Хейнкель He-111 . 27 июня 1941 г. 5 самолётов СБ бомбардировочной эскадрильи под командованием лейтенанта А.К.Осокина нанесли удар по рудодробильному заводу в г. Петсамо, который снабжал Германию никелевыми и другими ценными рудами. В июле-августе 1941 г. в соответствии с приказанием НК ВМФ от 03.08.1941 г. на аэр. Ваенга были срочно перебазированы с Балтики 9 самолётов СБ и 12 И-16. а с Чёрного моря — 10 самолётов И-153. а также 10 МиГ-3 и 4 Пе-2, которые вошли в состав полка. Командующий СФ приказал сформировать к 15 июля в составе 72-го САП ещё одну эскадрилью самолётов СБ. С 23 июля 1941 г. приказом командующего СФ эта эскадрилья считалась сформированной. В последующем она была перевооружена на самолёты Пе-2 . С августа по декабрь 1941 г. полк вёл боевые действия совместно с 151-м авиакрылом королевских ВВС Великобритании. Осенью 1941 г. в структуре полка произошли организационно-штатные изменения: 12 сентября 1941 г. в Ваенгу с Балтики прибыло звено самолётов (3 ДБ-3ф ) под командованием капитана И.Я.Гарбуза. Оно вошло в состав вновь формируемой 5-й бомбардировочной эскадрильи 72-го САП. Во второй половине сентября в составе 72-го САП было завершено формирование 4-й бомбардировочной эскадрильи самолётов Пе-2, которую возглавил капитан А.В.Осокин. 16 сентября 1941 г. указом ПВС СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество», 72-й САП был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени полком было уничтожено около 100 вражеских самолётов. Командир истребительной эскадрильи самолётов И-16 капитан Борис Феоктистович Сафонов стал первым Героем Советского Союза среди морских лётчиков-североморцев. 14 октября 1941 г. на базе 4-й ИАЭ 72-го САП был сформирован 78-й истребительный авиационный полк, командиром которого был назначен Герой Советского Союза капитан Б.Ф.Сафонов. В этот период личный состав нового полка переучился на самолёты Хоукер «Харрикейн». которые приняли от англичан. 15 ноября 1941 г. была расформирована 4-я ИАЭ 72-го САП. На 1 января 1942 г. в составе 72-го САП ВВС СФ числилось (всего/исправных) самолётов:
18 января 1942 г. указом ПВС СССР и приказом НК ВМФ №10 полк, одним из первых в Авиации ВМФ, был реорганизован и переименован во 2-й гвардейский смешанный Краснознамённый авиационный полк. В конце марта 1942 г. произошла реорганизация сил истребительной авиации ВВС СФ. В соответствии с приказом НК ВМФ, 20 марта 1942 г. во 2-й гв. САП передавался личный состав 78-го ИАП со всей авиационной техникой. При этом 4-я и 5-я АЭ были объединены в одну (4-ю АЭ), и была развёрнута ещё одна (5-я) истребительная эскадрилья. Командиром 2-го гв. САП назначается Герой Советского Союза майор Б.Ф.Сафонов. Бывшая «сафоновская» эскадрилья из 2-го гв. САП, имевшая на вооружении самолёты И-16, перешла в 78-й ИАП, командиром которого был назначен капитан И.К.Туманов. Тогда же на базе двух эскадрилий полка, имевших на вооружении самолёты И-15бис и И-153, формируется новый 27-й ИАП полк под командованием капитана Н.И.Хряшкова. 23 марта 1942 г. с прибытием в полк шести самолётов-торпедоносцев ДБ-3ф. под командованием капитана Г.Д.Поповича (командиры экипажей — В.Агафонов, В.Балашов, П.Зубков, А.Сидоров, Г.Ткачёв), из 4-го МТАП ВВС ТОФ, в нём была сформирована 6-я минно-торпедная авиационная эскадрилья. Капитан Г.Д.Попович стал её командиром. На 1 апреля 1942 г. 2-й гв. САП базировался на аэр. Ваенга-1 составом: 50/30 «Харрикейн», 4/3 МиГ-3, 3/1 Пе-2, 10/8 СБ, 8/6 ДБ-3, 1/1 ТБ-3. Самолёты МиГ-3 состояли на вооружении 2-й АЭ, а 1-я и 3-я АЭ были вооружены самолётами «Харрикейн». 1 мая 1942 г. полку было вручено гвардейское Боевое Знамя части. Командир полка Герой Советского Союза Борис Сафонов принимает Гвардейское знамя, 1 мая 1942 г. С апреля полк начал получать новые истребители американского производства Р-40Е «Киттихаук». Одним из первых новую машину освоил командир полка ГСС подполковник Б.Ф.Сафонов, но 30 мая 1942 г. он погиб при защите конвоя PQ-16, предположительно, из-за отказа двигателя самолёта. Очевидцы наблюдали, как, теряя высоту, самолёт Сафонова планировал в направлении эсминца «Валериан Куйбышев». Не дотянув до него 3-4 км, истребитель приводнился и быстро затонул. Организованные поиски пилота не увенчались успехом. Ленд-лизовский истребитель Белл P-40 Бориса Сафонова 15 июня 1942 г. указом ПВС СССР Борис Феоктистович Сафонов был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно), став, таким образом, первым в Морской Авиации дважды Героем Советского Союза. 17 июня 1942 г. 3 Ил-4 и 3 СБ-2 из 5-й АЭ 2-го гв. САП провели налёт на аэр. Луостари, где, по данным разведки, находилось 57 немецких самолётов. Потери противника составили 2 Юнкерса Ju-88. 3 Мессершмитта Bf-109 и один Bf-110. 18 июня 1942 г. на основании приказа НК ВМФ №01376, полку было присвоено имя своего погибшего командира — дважды Героя Советского Союза подполковника Б.Ф.Сафонова. (Через 63 года, в целях сохранения славных боевых традиций, имя Б.Ф.Сафонова было присвоено 279-му ОКИАП ВВС СФ). Постепенно, к июлю 1942 г. полк перевооружился на истребители Кертис Р-40Е (получил всего 24 самолёта), однако самолёты «Харрикейн» ещё оставались в боевом составе полка. Летчики 2-го ГвИАП слева-направо гв.капитан Орлов, гв. капитан Коваленко, гв. ст. лейтенант Покровский Состав и дислокация 2-го гв. САП ВВС СФ на 1 июля 1942 г. на аэр. Североморск-1: 35/5 «Харрикейн», 21/8 Р-40, 4/1 МиГ-3, 7/6 СБ, 8/7 ДБ-3ф . В июле 1942 г. минно-торпедная эскадрилья 2-го гв. САП приступила к выполнению своих прямых задач — торпедным атакам кораблей противника. На 30 июля 1942 г. полк базировался на аэр. Североморск-1 составом: 20/5 Р-40, 5/4 ДБ-3ф . 26 августа 1942 г. командующий СФ приказал, для уничтожения германского линкора «Адмирал Шеер», действующего в Карском море, перебазировать на аэр. Амдерма из состава 2-го гв. САП, с аэр. Поной, 2 Пе-3, и с аэр. Североморск — 2 ДБ-3ф. а также 2 Пе-3 из состава 95-го АП. Состав и дислокация 2-го гв. САП ВВС СФ на 1 октября 1942 г. аэр. Североморск-1 — 18/2 Р-40, 3/1 МиГ-3 аэр. Североморск-2 — 3/3 СБ, 2/2 ДБ-3ф аэр. Нарьян-Мар — 1/1 СБ. 14 октября 1942 г. приказом НК ВМФ 2-й гв. САП был переформирован во 2-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк имени Б.Ф.Сафонова. При этом, с 1 ноября две эскадрильи — 4-я бомбардировочная (командир капитан А.З.Стоянов) и 5-я минно-торпедная (командир капитан Г.Д.Попович), были выведены из состава полка. На их основе был сформирован новый 24-й минно-торпедный полк ВВС СФ. который возглавил подполковник Н.Н.Ведмеденко. С этого времени 2-й гв. ИАП был включён в состав вновь формируемой 6-й истребительной авиационной бригады ВВС СФ. С 15 октября 1942 г. полк начал перевооружаться на самолёты Белл P-39Q «Аэрокобра». Первые 15 машин получали и собирали в Москве, а в последующем их перегоняли из Красноярска. Первоначально эти самолёты использовали для воздушного прикрытия Мурманска. Один из летчиков полка - североморский ас Василий Адонкин На 6 ноября 1942 г. 2-й гв. ИАП базировался: на аэр. Североморск-1 — 18/5 Р-40 на аэр. Североморск-2 — 6/4 «Харрикейн» на аэр. Ягодник— 12/12 Р-39«Аэрокобра», 14/14 «Харрикейн». На 1 декабря в составе полка числилось: на аэр. Североморск-1 — 17/4 Р-40 «Киттихаук», 10/8 Р-39 «Аэрокобра» на аэр. Североморск-2 — 20/6 «Харрикейн» на аэр. Африканда — 2/1 Р-39 «Аэрокобра». По состоянию на 1 января 1943 г. в полку имелось: 16/2Р-40 «Киттихаук», 9/7 Р-39 «Аэрокобра», 19/10 «Харрикейн». На 1 апреля 1943 г. полк имел 24 Р-39, 9 Р-40Е, 11 «Харрикейн» и 3 МиГ-3 (из них 31 самолёт был неисправен, в т.ч. 8 Р-40Е, все МиГ-3 и «Харрикейн»). В апреле 1943 г. три уцелевших к этому времени в полку самолёта МиГ-3 были переданы на Балтику, в состав 12-й ОИАЭ ВВС БФ. 3 мая 1943 г. при выполнении боевого задания, погиб командир 2-го гв. ИАП Герой Советского Союза капитан П.Г.Сгибнев, одержавший 19 побед в воздухе. 1 июня 1943 г. по приказу НК ВМФ полк был перебазирован на аэр. Ягодник, под Архангельск, для отдыха, переформирования и пополнения самолётами. Старые самолёты Р-40Е «Киттихаук» передали в 78-й ИАП ВВС СФ. Вместо них во второй половине 1943 г. на вооружение 2-го гв. ИАП начали поступать самолёты «Аэрокобра» в модификации P-39N. По состоянию на 1 января 1944 г. в составе полка имелось: 13/9 Р-39 «Аэрокобра» и 1/1 Р-40 «Киттихаук». В начале марта 1944 г. по окончании переформирования, полк перебазировался на оперативный аэр. Уж-Губа, расположенный в 17 км от переднего края обороны, а во время Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в октябре 1944 г. 2-й гв. ИАП был перебазирован на аэр. Ура-Губа. 31 октября 1944 г. приказом ВГК №0354, за активное участие в боях при освобождении Печенгской области, за мужество и героизм, проявленный личным составом в ходе Петсамо — Киркенесской операции, 2-му гв. ИАП было присвоено почётное наименование «Печенгский». Всего за войну боевой счёт полка составил:
По состоянию на 9 мая 1945 г. в полку, дислоцирующемся на аэр. Ура-Губа, насчитывалось 43/42 Р-39 «Аэрокобра» и один исправный «Харрикейн». За годы войны 554 человека лётного и технического состава награждены орденами и медалями, 16 лётчиков стали Героями Советского Союза: Б.Сафонов (дважды), В.С. Адонкин. М.Бадюк, В.Балашов, Н.Бокий, Н.Диденко, П.Климов, А.Коваленко, П.Коломиец, С.Курзенков, П.Орлов, В.Покровский, П.Сахаров, П.Сгибнев, З.Сорокин, В.Стрельников. Деятельность авиаполка после Великой Отечественной войны Во время послевоенной реформы ВС СССР, с 29 апреля 1948 г. на основании циркуляра НГШ №0056 от 10.04.1948 г. и приказа командующего СФ от №00149, 2-й гв. ИАП был переименован в 174-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова. С этого года полк был перебазирован с аэр. Ура-Губа на аэр. Луостари Мурманской области. С сентября 1951 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-15. С апреля 1953 г. 174-й гв. ИАП из 91-й ИАД был передан в состав принятой на флот из ВВС СА 107-й ИАД 2 . С мая 1953 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-17. С августа 1954 г. полк перевооружился на самолёты МиГ-17пф. В 1956 г. 174-й гв. ИАП перебазируется с аэр. Луостари на аэр. Килпъявр Мурманской области. На основании приказа командующего СФ №046 от 04.02.1957 г. 174-й гв. ИАП исключён из состава 107-й ИАД ВВС СФ 3 и передан в Северный корпус ПВО страны. С июля 1958 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-19п и МиГ-19пм. С декабря 1959 г. полк получил самолёты МиГ-19с и МиГ-19св. 30 марта 1960 г. на основании директивы командующего 10-й ОА ПВО №00860, полк вошёл в состав 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО. 1 июля 1960 г. командир звена 174-го гв. ИАП капитан В.А.Поляков на самолёте МиГ-19 сбил американский самолёт-разведчик RB-47 в районе м. Святой Нос. С августа 1960 г. одна эскадрилья полка была перевооружена на самолёты Як-25м, полученные из 524-го ИАП 23-й дивизии 10-й ОА ПВО. В составе полка стало две эскадрильи перехватчиков МиГ-19 и одна эскадрилья дальних перехватчиков Як-25. В 1962 г. 174-й гв. ИАП был перебазирован с аэр. Килпъявр на аэр. Мончегорск Мурманской области, где и оставался вплоть до своего расформирования в 2001 г. С августа 1964 г. полк был перевооружён на самолёты Як-28п и Як-28у. С апреля 1969 г. полк был перевооружён на самолёты Як-28пм и Як-28пу. 14 декабря 1969 г. лётчик полка капитан В.Чернега уничтожил иностранный дрейфующий разведывательный аэростат. 2 сентября 1975 г. майор Л.Костромин с лётчиком-оператором капитаном А.Лиходедом на самолёте Як-28 сбили ещё один автоматический дрейфующий аэростат-разведчик. По итогам боевой и политической подготовки за 1981 г. на основании приказа МО СССР №00173 от 19.11.1981 г. полку был вручен вымпел министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В конце того же года полк начал переучивание и перевооружение на новые сверхзвуковые перехватчики МиГ-31. К 20 апреля 1982 г. перевооружение полка на МиГ-31 было завершено. В качестве учебных самолётов, в полк поступили самолёты МиГ-25пу. 30 июня 1982 г. в полк прибыл первый именной самолёт МиГ-31 №08 «Борис Сафонов». Его перегнал лётчик-испытатель Г.А.Пукито. Самолёт принял экипаж в составе: командир эскадрильи им. Б.Ф.Сафонова В.Кузнецов и штурман эскадрильи А.Макаров. На аэродроме самолёт встречал личный состав полка, во главе с командующим 21-м корпусом ПВО генерал-лейтенантом авиации А.Мориным. 24 апреля 1985 г. на основании указа ПВС РСФСР, «за заслуги в вооружённой защите Социалистической Родины», полк был награждён почётной грамотой ПВС РСФСР. В марте 1987 г. лётными экипажами полка впервые был осуществлён перелёт на ледовый аэр. Греэм-Белл (земля Франца-Иосифа). Задачей новой авиационной техники полка был перехват не только самолётов противника, но и авиационных крылатых ракет на траектории. Для этого на базе полка проводились испытания по перехвату КР, стоящих на вооружении ВМФ РФ:
В соответствии с директивой 1-го заместителя МО РФ от 30.11.2000 г. 174-й гвардейский Краснознамённый Печенгский истребительный авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова, базирующийся на аэр. Мончегорск, с 1 сентября 2001 г. был расформирован. Самолёты МиГ-31 полка были переданы в другие части ВВС и ПВО (458-й гв. ИАП, аэр. Котлас 4020-я БРС, аэр. Липецк 514-й АРЗ, аэр. Ржев) или списаны#8230 В послевоенной истории полка известны следующие тяжёлые авиационные происшествия: — 19 июля 1989 г. во время контрольного облёта самолёта МиГ-31, пилотируемого заместителем командира эскадрильи капитаном Н.В.Крицовым и штурманом капитаном М.А.Горбуновым, на аэр. Амдерма, из-за ошибки технического состава при проведении очередного ремонта, произошёл отказ одного из двигателей. Экипаж вынужден был катапультироваться и не пострадал, самолёт разбился — 18 августа 1989 г. при выполнении учебно-боевого пуска УР Р-33, в небе над полигоном войск ПВО произошло перенацеливание ракеты вместо цели на самолёт, летевший на 10000 м ниже. Ракета поразила самолёт МиГ-31, пилотируемый экипажем в составе лётчика майора Виктора Кудрявцева и штурмана капитана Погорелова. Экипаж самолёта катапультировался, но В.Кудрявцев позднее скончался от полученных травм — 26 сентября 1990 г. при взлёте в СМУ с аэр. Сургуч потерпел катастрофу самолёт МиГ-31, с экипажем в составе майора Виктора Щирова и капитана Валерия Астафьева — 10 декабря 1996 г. при перегонке на аэр. Котлас самолётов МиГ-25пу, в момент разбега у одного из них разрушилась основная стойка шасси. Столкнувшись с препятствием, самолёт возгорается. Удаётся спастись одному из пилотов — подполковнику Елкину, другой пилот — подполковник Юрий Плавуцкий, погиб — 28 февраля 2001 г. потерпел аварию на посадке, в результате возгорания двигателя, МиГ-31, пилотируемый подполковником Михаилом Сатановским и майором Владимиром Овченковым. Материальная часть: На вооружении полка состояли: И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук», «Харрикейн», ДБ-3ф. «Хемпден», СБ, Пе-2, Як-11, МиГ-15, МиГ-17пф, МиГ-19, Як-25, Як-28, МиГ-25, МиГ-31. Наименования авиаполка в различные годы:
Командирами авиаполка в разное время были:
Источники: http://kkcby.narod.ru/novosti/vimpel.html, http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/vzlyot_2006_12/p16.php, http://admlip.ru/news/Glavnokomanduyushchiy_VVS_Rossii_vruchil_vympel_Ministra_oborony_RF_lipetskomu_aviatsionnomu_polku/%3Ftype%3Dspecial, http://ruskline.ru/news_rl/2006/11/01/sevastopol_skij_issledovatel_sko-instruktorskij_smeshannyj_aviacionnyj_polk_nagrazhden_vympelom_ministra_oborony_rossii/, http://www.airaces.ru/stati/2-jj-gvardejjskijj-istrebitelnyjj-pechengskijj-krasnoznamjonnyjj-aviacionnyjj-polk-im-b-f-safonova-2-jj-gviap-sf.html | |
Просмотров: 741 | |
Всего комментариев: 0 | |