Главная » Статьи » Новости города |
Липецкий координационный совет Общероссийского народного фронта (ОНФ) утвердил список кандидатов для праймериз на декабрьские выборы мэра Липецка. На переизбрание пойдет действующий глава города Михаил Гулевский, а конкуренцию на праймериз ему составят лишь два «технических» кандидата, в том числе 18-летняя представительница «Молодой гвардии». Не скрывал намерений побороться за эту должность и спикер горсовета Александр Соколов. Наблюдатели не исключают, что он может пойти на выборы как самовыдвиженец. Стоит отметить, что спикер горсовета Александр Соколов также не скрывал своих мэрских амбиций. В последние месяцы он систематически выступал с публичной критикой горадминистрации, а в середине апреля в концертном зале «Октябрь» представил общественности свою программу развития областного центра, подчеркнув на мероприятии, что городу нужны изменения и «рывок в развитии». Впрочем, заявлять о планах по выдвижению своей кандидатуры в мэры господин Соколов не спешил, и, в частности, „Ъ“ он сообщал, что ему «надо будет посоветоваться с партией и решить, идти на выборы или нет». Вчера он также неопределенно ответил, что «до выборов еще далеко» и «всему свое время». Как отметил собеседник в реготделении «Единой России», «вопрос о включении в списки для праймериз Александра Соколова даже не стоял». Стоит отметить, что губернатор Олег Королев, комментируя „Ъ“ предстоящие выборы мэра, уже отмечал, что «городское хозяйство требует большого административного опыта», которого спикеру горсовета «еще не хватает». Сформирован список кандидатов, которые будут бороться за пост мэра МосквыВчера на очередном заседании Московской городской избирательной комиссии были зарегистрированы еще два кандидата в мэры столицы - оппозиционный политик Алексей Навальный, выдвинутый РПР Парнас и представитель партии Яблоко Сергей Митрохин. Алексей Навальный, как стало известно корреспонденту РГ , в Мосгоризбирком не явился. Эксперты утверждают, что его в этот день больше волновало другое: ведь сегодня может быть объявлен приговор по делу Кировлеса . фигурантом по которому вместе с предпринимателем Петром Офицеровым проходит и Навальный. Прокуратура требует приговорить их к лишению свободы на срок 6 и 5 лет, соответственно, а также к миллионному штрафу. Впрочем, по мнению врио мэра Москвы Сергея Собянина, решение суда первой инстанции ничего не изменит для оппозиционного политика. Градоначальник напомнил, что московские власти сделали все возможное. чтобы зарегистрировать Навального, чтобы у москвичей была возможность большего выбора среди кандидатов на пост мэра , имея в виду свое обращение к муниципальным депутатам с просьбой поддержать оппозиционера, благодаря которому он и прошел через муниципальный фильтр. Ну, а говоря про то, что это принесет теперь самому Навальному, какие откроет перед ним перспективы, врио мэра честно сказал не знаю . По крайней мере вчера у членов городской избирательной комиссии никаких вопросов к Алексею Навальному не оказалось. Как и к представителю Яблока Сергею Митрохину. Напомню: ранее были зарегистрированы Мосгоризбиркомом еще четверо кандидатов. Буквально накануне удостоверение кандидата в мэры получил Сергей Собянин, который идет на выборы самовыдвиженцем. Самым первым был зарегистрирован Иван Мельников от КПРФ, затем - Михаил Дегтярев от ЛДПР, Николай Левичев от Справедливой России . Таким образом, список кандидатов, которые будут в Единый день голосования 8 сентября бороться за пост мэра столицы, определился, - подвел итог в разговоре с корреспондентом РГ председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов. - Как и прогнозировалось, их шестеро, и представляют они наиболее популярные в стране политические партии . Всем остальным кандидатам - а их было на этот раз в общей сложности 40, выдвиженцев не только Москвы, но и Астраханской, Нижегородской, Самарской, Тульской и других областей, по словам Валентина Горбунова, Мосгоризбирком отказал в регистрации, а значит, и в праве участвовать в предстоящих выборах. Причина у всех одна и та же, - пояснил он, - неполный пакет документов, представленный на регистрацию . Впрочем, неполный еще мягко сказано: ведь большая часть претендентов даже и не пытались собирать подписи депутатов. Это говорит о том, что они и не планировали баллотироваться на должность мэра Москвы , - полагает Горбунов. Председатель Мосгоризбиркома с 20-летним стажем уверен: после 8 сентября обязательно встанет вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство страны. Ведь для того, чтобы сейчас выдвинуться, нужно немного, - говорил он в недавнем интервью РГ . - Заявление, копия паспорта, справка о доходах и имуществе, которую все бизнесмены сдают в налоговую инспекцию, да справка с места работы или копия трудовой книжки. Если человек пишет, что у него высшее образование, то еще копия диплома. Словом, приходи все, кому не лень, и выдвигайся. И приходят. Некоторые при этом пишут: мне подписи собирать некогда, сообщите номер счета и сумму, которую я должен перечислить в виде залога. Не удосужились даже ознакомиться с законом о выборах и не знают, что избирательного залога как основания для регистрации сейчас просто не существует. Понятно, что 73 тысячи подписей избирателей, которые по закону надо представить для регистрации, им в жизни не собрать, хотя это всего 1% избирателей столицы и самая низкая планка в стране - федеральное законодательство позволяет сбор и 2% подписей . Лидер Гражданской платформы Михаил Прохоров, ранее отказавшийся от участия в выборах мэра Москвы, потому что не успевал отказаться от зарубежных финансовых активов и тем самым выполнить требование закона, запрещающего лицам, занимающим госдолжности, и кандидатам на выборные места иметь счета и финактивы за границей, заявил вчера, что он поддерживать никого из кандидатов не будет. Кстати Как сообщили РГ в Мосгоризбиркоме, в ближайшее время будет утвержден избирательный бюллетень с перечнем всех зарегистрированных кандидатов. А 30 июля состоится жеребьевка, в ходе которой кандидаты получат бесплатное эфирное время для агитации избирателей по ТВ, и еще одна жеребьевка - по розыгрышу помещений для встреч с избирателями ВЫБОРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ 8 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА Первый этап мониторинга (региональное законодательство выдвижение и регистрация кандидатов) Независимый институт выборов начинает осуществлять программу мониторинга федеральных и региональных избирательных кампаний. По ходу кампании будут составляться промежуточные доклады по отдельным этапам. По итогам мониторинга после каждой избирательной кампании будет подготовлен аналитический доклад, в котором найдут свое место собранный фактический материал, его юридический и политологический анализ, выводы и предложения. 1. Общая характеристика избирательной кампании 8 октября 2006 года Выборы 8 октября 2006 г. проводятся в соответствии с принятыми в 2005 г. поправками в Федеральный закон #8220 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#8221 , установившими так называемый #8220 единый избирательный день#8221 #8211 второе воскресенье марта и в качестве #8220 резервной#8221 даты #8211 второе воскресенье октября. Таким образом, 8 октября #8211 это второй в новейшей российской истории #8220 единый избирательный день#8221 после состоявшегося 12 марта 2006 г. первого опыта проведения #8220 единого избирательного дня#8221 . В соответствии со статьей 81.1 новой редакции данного федерального закона, если прошлые выборы того или иного органа (в частности законодательного органа субъекта РФ) прошли в период с 1 ноября по 31 марта, то следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта, а если в период с 1 апреля по 31 октября #8211 во второе воскресенье октября. Соответственно, в связи с переносом даты выборов на #8220 единые избирательные дни#8221 продлевается срок полномочий избранного на прошлых выборах созыва представительного органа или должностного лица. В частности, на 8 октября 2006 г. назначены выборы следующих 9 законодательных органов субъектов РФ:
Таким образом, полномочия Государственного Совета Чувашской Республики были продлены почти на 3 месяца, Великого Хурала Республики Тыва и Законодательного Собрания Приморского края #8211 на 4 месяца, полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия и половины состава Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области #8211 на полгода. В 2006 г. пройдут также выборы Законодательного Собрания Пермского края, но они назначены на 3 декабря 2006 г. #8211 эта дата определена Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 г. #8470 1-ФКЗ #8220 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (прошлые выборы Законодательных Собраний Пермской области и Коми-Пермяцкого АО состоялись 9 декабря 2001 г.). Кроме того, в этот же день, 8 октября, состоятся дополнительные выборы двух депутатов Государственной Думы четвертого созыва #8212 по Сахалинскому одномандатному избирательному округу #8470 160 и Усть-Ордынскому Бурятскому одномандатному избирательному округу #8470 220. В ряде регионов пройдут дополнительные выборы депутатов законодательных органов: Республика Алтай (округ #8470 6), Карачаево-Черкесская Республика (округа #8470 18, 24, 25), Удмуртская Республика (округа #8470 82, 98), Чеченская Республика (Народное собрание, округ #8470 10), Владимирская область (округ #8470 14), Калининградская область (округ #8470 4), Оренбургская область (округ #8470 3), Пензенская область (округа #8470 3, 31, 33), Ростовская область (округа #8470 20, 29), Саратовская область (округ #8470 3), Сахалинская область (один мандат в двухмандатном округе #8470 2), Челябинская область (округа #8470 2, 7, 8, 17, 26), Читинская область (округ #8470 16), Ярославская область (округ #8470 8), Ненецкий АО (округ #8470 4), Усть-Ордынского Бурятский АО (округ #8470 4). В Свердловской области наряду с ротацией половины состава Областной Думы проходят дополнительные выборы депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания по Верх-Исетскому округу #8470 4. В 31 регионе проходят также выборы глав муниципальных образований. В большинстве случаев это касается одного#8211 двух муниципальных образований на территории субъекта РФ, но в некоторых регионах речь идет о более значимых местных выборах. Так, в Республике Карелия пройдут выборы мэра Петрозаводска и глав 7 муниципальных районов, в Кемеровской области #8211 5 мэров городов и 7 глав районов, в Алтайском крае #8211 главы города Бийска, а также еще трех глав городов и районов, в Краснодарском крае #8211 главы города Армавир и глав трех районов, в Камчатской области #8211 главы второго по числу жителей города области Вилючинска, в Липецкой области #8211 мэра Липецка и глав трех районов, в Самарской области #8211 главы города Самары, в Ханты-Мансийском АО #8211 главы Ханты-Мансийска, Советского и Нижневартовского районов. Наконец, в 53 регионах пройдут выборы депутатов представительных органов местного самоуправления #8211 в большинстве случаев это довыборы на имеющиеся вакансии. Массовые выборы в представительные выборы городов и районов пройдут только в Республике Тыва, Удмуртской Республике, Кемеровской области (включая Новокузнецкий, Анжеро-Судженский, Ленинск-Кузнецкий горсоветы). В Костроме пройдут довыборы в городскую думу по 7 округам, что может изменить имеющееся там в настоящее время оппозиционное мэру И.В. Переверзевой большинство. Из всех данных избирательных кампаний, несомненно, наиболее важны выборы законодательных органов субъектов РФ, так как только на них речь идет о массовом участие отделений федеральных политических партий (как известно, не менее 50% депутатов законодательных органов избираются по партийным спискам). Результаты, полученные на этих выборах политическими партиями, будут иметь существенное значение в связи с близостью предстоящих в 2007 г. выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которые пройдут только по пропорциональной избирательной системе. При этом результаты этих региональных выборов крайне важны как для #8220 партии власти#8221 , стремящейся уловить тенденции смены общественных настроений и найти новые механизмы манипулирования ими, так и для различных по своей идеологической окраске оппозиционных сил, которые конкурируют не только с #8220 Единой Россией#8221 , но и между собой в борьбе за протестные голоса и за возможность занять места в парламенте с учетом 7%-ного заградительного барьера. На итоги этих выборов будут ориентироваться и многие #8220 малые#8221 партии, которым грозит утрата юридического статуса после 1 января 2007 г. (с этого дня те из них, кто не выполнил требования новой редакции закона #8220 О политических партиях#8221 , подлежат ликвидации), и пока не примкнувшие к тем или иным силам многие независимые политики, которые лишатся возможности избираться в одномандатных округах, а также, что не менее важно, потенциальные спонсоры. В восьми регионах действующие законодательные органы сами приняли решения о собственных перевыборах. В Приморском крае Законодательное Собрание со своей задачей назначения выборов не справилось, поэтому выборы были назначены Избирательной комиссией Приморского края. 2. Сравнительный анализ избирательного законодательства субъектов Федерации Сравнительные характеристики избирательных законов девяти субъектов РФ, где 8 октября 2006 г. пройдут выборы депутатов законодательных органов, приведены в таблицах 1#8211 4. Обращает на себя внимание тот факт, что во всех девяти регионах окончательная редакция закона была принята незадолго до начала избирательной кампании (см. табл. 1 ): в пяти регионах в июне (т.е. за месяц или меньше до начала кампании), в двух #8211 в мае, и лишь в Свердловской области закон был доработан в феврале 2006 г. При этом в Республике Тыва, Приморском крае, Астраханской и Липецкой областях в мае#8211 июне 2006 г. были приняты полностью новые редакции избирательных законов, а в Чувашской Республике, Новгородской области и Еврейской автономной области полностью новые редакции законов были приняты в январе#8211 марте 2006 г. но уже в мае#8211 июне они были дополнены поправками. Так как назначение выборов, которые пройдут 8 октября, состоялось до вступления в силу принятых летом 2006 г. очередных изменений Федерального закона #8220 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#8221 , то и сами выборы проходят по относительно #8220 старым#8221 правилам (то есть без учета изменений 2006 г. но с учетом изменений 2005 г.). Речь идет о возможности использования графы #8220 против всех#8221 и выдвижения политической партией в качестве кандидатов членов иных политических партий. Исключением является Приморский край, где выборы были назначены с запозданием (17 июля), в то время как указанные федеральные законы вступили в силу 15 июля. Впрочем, в Избирательном кодексе Приморского края графа #8220 против всех#8221 уже была заранее отменена. Для данного региона это имеет важное значение, так как в крае голосование #8220 против всех#8221 традиционно является довольно массовым. Как и в Приморском крае, законодатели Республики Карелия и Еврейской автономной области, не дожидаясь вступления в силу нового федерального закона, #8220 в инициативном порядке#8221 добровольно отменили графу #8220 против всех#8221 . В Республике Тыва, где избирается двухпалатный Великий Хурал, выборы Законодательной палаты и Палаты представителей регулируются отдельными законами. В результате на выборах Законодательной палаты (50% ее депутатов избирается по партийным спискам) графа #8220 против всех#8221 отменена, а на выборах Палаты Представителей (она целиком избирается по мажоритарной системе) данная графа сохранена (см. табл. 1 ). Во всех регионах, кроме Свердловской области и Республики Тыва для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 20% включенных избирателей (см. табл. 1 ). В Свердловской области порог явки установлен в 25%. В Республике Тыва перед началом избирательной кампании в июне 2006 г. было принято решение о снижении минимального порога явки до 33% (таково было предложение Президента республики Ш. Ооржака, депутаты предлагали 25%). Ранее порог явки составлял 43% от числа избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования. Столь высокий порог явки позволял властям способствовать срыву выборов в случае необходимости, а также постоянно держать Великий Хурал с минимальным кворумом: выборы постоянно срывались, в депутатском корпусе было много вакансий, и зачастую по одному и тому же округу приходилось проводить многократные выборы. В Свердловской области сохранена действующая с 1996 г. модель, согласно которой одна из палат Законодательного Собрания (Областная Дума) избирается полностью по пропорциональной системе, а другая палата (Палата Представителей) #8211 полностью по мажоритарной системе (с одномандатными округами). В семи регионах по пропорциональной и мажоритарной системам избирается равное число депутатов, а в Республике Тыва по этому принципу избирается Законодательная палата, в то время как Палата представителей по-прежнему избирается полностью по мажоритарной системе (см. табл. 2 ). При этом во всех регионах для выборов по мажоритарной системе образуются одномандатные избирательные округа. Обращает внимание, что переход к смешанной избирательной системе в большинстве данных регионов привел к существенному увеличению размеров одномандатных избирательных округов, а значит избрание граждан, выдвинувшихся в законодательные органы путем самовыдвижения существенно усложнилось #8211 увеличение размеров округов означает не только увеличение числа подписей, требующихся при регистрации кандидатов, это означает общее удорожание стоимости ведения предвыборной кампании кандидатом, требует привлечения к его избирательной большего числа активистов, увеличения тиражей агитационных материалов. В условиях льготы, которую имеют при регистрации кандидаты партий, представленных в Государственной Думе, это означает усиление неравенства шансов и стартовых возможностей между кандидатами от партий, представленных в Государственной Думе, и всеми иными кандидатами, как независимыми, так и представляющими иные партии. Избежать подобного эффекта мультиплицирования стоимости проведения кандидатами агитационной кампании можно было, только сохранив прежнюю нарезку избирательных округов, что в условиях избрания не менее половины депутатов законодательного органа по пропорциональной избирательной системе можно было осуществить, только увеличив общее число депутатов в законодательном органе. Из данных 9 регионов добиться этого смогли только депутаты Государственной Думы Астраханской области, численность которой возросла с 29 до 58 депутатов. Несколько увеличилась численность Липецкого областного Совета народных депутатов (с 38 до 56 депутатов). Численность парламентов Республики Тыва и Новгородской области не изменилась, а в Приморском крае и в Еврейской автономной области они были увеличены на одного депутата для четности, таким образом, одномандатные округа в этих регионах увеличились примерно в два раза. В Республике Карелия и Чувашской Республике численный состав региональных парламентов даже уменьшился: с 57 до 50 и с 73 до 44 депутатов соответственно. Таким образом, в Карелии вместо 57 стало всего 25 одномандатных избирательных округов, а в Чувашии вместо 73 #8211 всего 22. Во всех данных регионах применяется система закрытых партийных списков, не позволяющая избирателям выражать свои предпочтения в отношении кандидатов внутри списка (отметим, что Избирательный кодекс Приморского края, принятый в 2003 г. предусматривал систему открытых списков, но в редакции кодекса 2006 г. от этой системы отказались). При этом в Чувашской Республике, Астраханской и Липецкой областях списки должны быть разбиты на субрегиональные группы, привязанные к конкретным территориям данного региона. В Республике Тыва разбиение списка на группы является факультативным #8211 партия сама решает, разбивать список или нет. В остальных регионах списки являются #8220 плоскими#8221 , то есть кандидаты следуют один за другим в жестком иерархическом порядке. В Чувашской Республике список должен быть разбит не менее чем на 7 субрегиональных групп (что составляет примерно треть от числа распределяемых по пропорциональной системе мандатов и от числа одномандатных округов), в Астраханской области число групп должно составлять не менее трети от числа одномандатных округов (т.е. не менее 10). При этом в Астраханской области партии в достаточной степени самостоятельны в выборе территорий для субрегиональных групп при соблюдении трех условий: группа должна соответствовать территории одного или нескольких одномандатных округов, группы не должны включать не граничащие между собой территории, и они должны охватывать территории всех одномандатных избирательных округов. В Чувашской Республике каждая группа должна жестко соответствовать территориям двух одномандатных округов (но при этом нет запрета на объединение не граничащих между собой округов). В Липецкой области областная избирательная комиссия определяет список 14 территорий, каждой из которых должны соответствовать два граничащих между собой одномандатных округа партии должны при разбиении списка использовать только эти территории (при этом не обязаны создавать все 14 групп). Аналогичная ситуация в Республике Тыва: здесь предусмотрено 8 территорий, список которых должен быть утвержден Законодательной палатой. В Республике Тыва (при разбиении списка на группы) и Астраханской области в общерегиональную часть списка не может быть включено более пяти кандидатов, в Чувашской Республике #8211 более трех. В Липецкой области наличие в списке общеобластной части обязательно, и в нее должно быть включено ровно три кандидата. Впервые в региональных избирательных кампаниях последних лет во всех регионах, где пройдет голосование, установлен 7%-ный заградительный барьер (см. табл. 2 ). Также во всех регионах установлены минимально возможные (с учетом Постановления Конституционного Суда от 17.11.1998 г. #8470 26-П) требования к спискам, допущенным к распределению мандатов: таких списков должно быть не менее двух, и за все эти списки должно быть подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, скопировав норму Федерального закона #8220 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации#8221 о 7%-ном барьере, ни один из регионов не стал копировать компенсирующие нормы ни из прежней (2002 г.) редакции федерального закона (о допуске к распределению мандатов не менее трех или четырех списков), ни из новой (2005 г.) редакции (согласно которой за списки, допущенные к распределению мандатов, должно быть подано не менее 60% голосов избирателей). Во всех указанных регионах, кроме Приморского края, предусмотрен #8220 плавающий#8221 барьер: как правило, если 7%-ный барьер преодолеют менее двух списков, то к распределению мандатов допускаются списки, занявшие первые два места если списки, преодолевшие 7%-ный барьер, получат в совокупности менее 50% голосов, то к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей другие списки до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50%. В Приморском крае в указанных случаях выборы придется признавать несостоявшимися. В Свердловской области #8220 плавающий барьер#8221 предусмотрен только для случая, когда списки, преодолевшие 7%-ный барьер, получат в совокупности менее 50% голосов если же барьер преодолеют менее двух списков, то выборы должны признаваться несостоявшимися. Методика распределения мандатов между списками повторяет используемую на выборах депутатов Государственной Думы методику, основанную на #8220 квоте Хэра#8221 (обычно именуемой первым избирательным частным) и принципе наибольшего остатка. Что касается методики распределения мандатов внутри списка в тех регионах, где предусмотрено разбиение списка на субрегиональные группы, то в трех из четырех случаев она копирует методику распределения мандатов между списками. Исключением является Астраханская область, где составляется рейтинг субрегиональных групп кандидатов по относительному проценту голосов, который получил данный партийный список на территориях, соответствующих каждой из групп. Ни в одном из регионов не предусмотрены санкции за отказ от мандата кандидата, избранного по партийному списку. Сроки выдвижения кандидатов и необходимое число подписей представлены в табл. 3. а размеры избирательного залога и #8220 потолки#8221 избирательных фондов #8211 в табл. 4. Отметим, что суммы залогов в Липецкой области и Чувашской Республике, а также в Республике Тыва (для Законодательной палаты) выглядят неадекватно высокими, учитывая, что данные субъекты РФ не относятся к регионам с высоким уровнем дохода граждан. В условиях, когда #8220 Единая Россия#8221 , КПРФ и ЛДПР избавлены от внесения залога и сбора подписей, такие суммы можно расценивать как существенное ограничение для участия в выборах иных кандидатов и партий. Во всех регионах предусмотрена возможность голосования по открепительным удостоверениям (кроме выборов в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва, где размер избирательного округа крайне мал) сроки, когда начинают выдаваться открепительные удостоверения варьируются от 45 дней (Приморский край, Липецкая и Свердловская области, Еврейская автономная область) до 20 дней (все три республики) до дня голосования. При этом в Республике Тыва, Чувашской Республике и Астраханской области предусмотрена выдача открепительных удостоверений только в участковых избирательных комиссиях, а в остальных регионах #8211 также в территориальных либо в окружных избирательных комиссиях. Однако только в Липецкой, Новгородской областях и Еврейской автономной области в протоколе участковой избирательной комиссии предусмотрена строка, отражающая открепительные удостоверения, выданные в территориальной или окружной комиссии. На парламентских выборах в Республике Тыва впервые в Российской Федерации будут использованы прозрачные урны для голосования, а на пяти избирательных участках в Новгороде впервые будет использована система электронного голосования. 3. Выдвижение и регистрация общерегиональных списков политических партий 3.1. Результаты регистрации общерегиональных списков На этапе выдвижения партийных списков наиболее число заявок на участие в выборах было выдвинуто в Приморском крае (13), Свердловской и Астраханской областях (по 11). После регистрации по состоянию на 10 сентября по 10 списков зарегистрировано в Астраханской области и Приморском крае, по 9 в Свердловской и Новгородской областях, по 8 списков зарегистрировано в Республике Карелия и Липецкой области, 6 #8211 в Еврейской автономной области, 5 #8211 в Чувашской Республике, 4 #8211 в Республике Тыва (см. табл. 5 ). С минимальным количеством скандалов прошло выдвижение и регистрация партийных списков в Республике Карелия, Астраханской, Липецкой, Новгородской областях и Еврейской автономной области. Наиболее скандальная ситуация складывается в Республике Тыва, где отказано в регистрации двум из семи списков (Российская партия пенсионеров и партия #8220 Патриоты России#8221 ) и еще один отстранен решением Верховного Суда Республики Тыва (Российская партия Жизни), а также в Свердловской области (отказ в регистрации одному из фаворитов кампании #8211 списку Российской партии Жизни). В Приморском крае отказано в регистрации по итогам проверки подписных листов списку Аграрной партии России, в Чувашской Республике #8211 списку Российской партии пенсионеров. Что касается Республики Тыва, то партия #8220 Патриоты России#8221 представила для регистрации 3700 подписей. Избирком #8220 забраковал#8221 454 подписи. Таким образом, партия #8220 Патриоты России#8221 не набрала 3335 подписей, необходимых для регистрации партийного списка. Лидер регионального отделения партии Амур Хоюгбан признал недостатки в работе по организации сбора подписей. Тем не менее, партия намерена опротестовать в вышестоящей инстанции #8220 отбраковку#8221 267 подписей, обосновывая этот тем, что недостатки в оформлении данных подписных листов были допущены по вине сборщиков подписей. А. Хоюгбан считает, что #8220 незачет#8221 данных подписей нарушает избирательные права подписавшихся. Судя по всему, не будет опротестовывать отказ в регистрации региональное отделение Российской партии пенсионеров. Ее список в Тыве был выдвинут 18 августа со второй попытки (первая была 17 августа), его возглавили никому не известный госслужащий Владимир Сат, директор строительной организации #8220 Сибтехмонтаж#8221 Аркадий Поручник и лидер тувинской организации партии Елена Самданчап. Первоначально партийная тройка списка предполагалась другой: бывший директор крупного сельхозпредприятия #8220 ГУП имени Шойгу#8221 Иван Чучев, Е.Самданчал и редактор оппозиционной газеты #8220 Риск#8221 Сергей Конвиз. По оценке наблюдателей смена состава с оппозиционного на лояльный властям региона означала фактическую капитуляцию организации перед #8220 Единой Россией#8221 . Такое резкое изменение тактики партии в регионе завершилось тем, что она представила подписные листы на регистрацию лишь за 2 минуты до истечения срока приема документов. Полученный затем отказ в регистрации не стал удивительным. Самый большой скандал в Тыве был связан с формированием списка #8220 Единой России#8221 , выходом из партии руководства Законодательной палаты Великого Хурала, которое затем оказалось в составе списка Российской партии Жизни, отстраненного в итоге от выборов. Конфликты в руководстве республики начались еще в 2005 г. когда от имени региональных отделений общероссийских политических партий и движений (от ЛДПР до СПС) Президенту РФ было направлено обращение с просьбой о смещении почти 15 лет находящегося у власти руководителя республики Ш. Ооржака. Он обвинялся в экономическом кризисе в регионе, коррупции и непотизме. Ответа на это обращение не последовало. 22 марта 2006 г. Законодательная Палата Великого Хурала приняла обращение к Президенту РФ, которое подписали 13 депутатов, включая председателя Законодательной палаты В. Оюна, его заместителя В. Валькова и руководителя фракции #8220 Единая Россия#8221 В. Бартына-Сады. В этом обращении палаты вновь был поставлен вопрос об отстранении от власти Ш. Ооржака. Помимо обширных фактов кризисного экономического положения региона в данном обращении было упомянуто про множество коррупционных скандалов. В частности, приведены примеры с бывшим министром культуры, осужденным на два года условно за вымогательство взятки, руководителем Региональной энергетической комиссии, в отношении которого завершено расследование по обвинению во взяточничестве. Приводились многочисленные факты родственных связей высшего руководства региона. Однако вместо отстранения Ооржака письмо тывинских депутатов привел к их исключению из партии #8220 Единая Россия#8221 . Затем решением Президиума Генерального Совета партии #8220 Единая Россия#8221 руководство регионального отделения партии было сменено, позднее Москва сообщила и о восстановлении в партии депутатов, подписавших письмо против Ш. Ооржака. Конфликт продолжился при формировании списка #8220 Единой России#8221 , который возглавил сам Ш. Ооржак. Депутатам-оппозиционерам были предложены непроходные места в списке и выдвижение в одномандатных округах. Одновременно первые проблемы возникли у регионального отделения Российской партии Жизни: управление Федеральной регистрационной службы (ФРС) по Тыве отказало отделению в регистрации в связи с тем, что при проверке документов учредительной конференции паспортно-визовая служба обнаружила ошибки в фамилиях трех членов партии. Руководство партии направило в тувинское управление ФРС письмо с просьбой разобраться с документами, и в конце концов отделение партии было зарегистрировано. После этого в список партии перешли из #8220 Единой России#8221 депутаты #8211 инициаторы письма против Ш. Ооржака. Список Российской партии Жизни возглавили председатель Законодательной палаты В. Оюн и его заместитель В. Вальков. В список на 5-е место также вошел председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению, бывший прокурор республики А. Дамба-Хуурак, 4-м стал несостоявшийся кандидат по списку Российской партии пенсионеров И. Чучев. Кроме списка Российской партии Жизни представители оппозиционного руководства парламента вошли в списки КПРФ (вторым номером в списке стал начальник информационно-аналитического управления Великого Хурала Владимир Кочергин), партии #8220 Родина#8221 (третий номер #8211 руководитель хозяйственного управления Великого Хурала Алексей Монгуш). 2 сентября председатель исполкома регионального отделения Российской партии Жизни Орлан Сотпа обратился с заявлением в Прокуратуру Республики по поводу фактов давления на членов партии со стороны должностных лиц органов государственной власти республики. В заявлении указаны имена шестерых работников учреждений здравоохранения и пятерых сотрудников мэрии Кызыла, которые подверглись угрозам увольнения с работы в случае дальнейшего участия в выборной кампании. 5 сентября Верховный Суд Республики Тыва по искам Аграрной партии России и #8220 Единой России#8221 принял решение о признании регистрации партсписка Российской Партии Жизни незаконной. В частности, в качестве аргумента использован отказ баллотироваться одного из включенных в список кандидатов, Алексея Бондаренко, поступивший в Избирательную комиссию Республики Тыва после заверения списков в избиркоме. Партия намерена обжаловать это решение в Верховном Суде РФ. По мнению юристов Российской партии Жизни, муж судьи Аяны Болат-оол, заместитель министра промышленности Республики Тыва, находится в прямом подчинении лидера партийного списка тувинской #8220 Единой России#8221 Ш. Ооржака. Российская партия Жизни стала также героем основного предвыборного скандала в Свердловской области. Здесь список партии возглавили депутат Государственной Думы от Орджоникидзевского округа, лидер движения #8220 Город без наркотиков#8221 Е. Ройзман и популярный исполнитель русского шансона А. Новиков. Основанием для отказа 21 августа в регистрации списка партии в Свердловской области стали данные ФРС о незаконности проведения конференции регионального отделения. По мнению ФРС, так как у регионального отделения нет зарегистрированных местных отделений, оно должно было провести не конференцию, а общее собрание. Одновременно в облпрокуратуру были направлены документы, #8220 свидетельствующие о фальсификации избирательных документов#8221 , так как под ними стояла подпись бывшего руководителя партячейки Яна Габинского, который сложил свои полномочия 10 мая 2006 г. Однако согласно Федеральному закону #8220 О политических партиях#8221 партии не обязаны регистрировать в органах юстиции местные отделения, которые могут регистрироваться в партии в соответствии с ее внутренним распорядком обязательна только юридическая регистрация региональных отделений. Как сообщил уполномоченный представитель свердловского отделения партии Александр Шемелев, 10 мая партконференция отделения приняла решение о смене руководства и создании 12 местных отделений. #8220 ФРС выявила несколько несоответствий в формулировке решения совета о создании местных отделений партии, #8211 пояснил господин Шемелев. #8211 В частности, ФРС решила, что формулировка 'провести создание 12 местных отделений' неверна, а верным является 'создать местные отделения'. Поэтому мы будем обжаловать это решение в суде и обратимся в ЦИК#8221 . Что же касается подписи Яна Габинского под документами, то в свердловском отделении партии пояснили, что на момент оформления бумаг он являлся руководителем отделения. По словам самого господина Габинского, в полученном им из избиркома запросе указано, что документы на регистрацию за его подписью датированы 14 августа. #8220 Я их подписать не мог, так как сложил свои полномочия 10 мая. Больше никаких контактов с РПЖ я не имел#8221 ,#8211 заявил Я. Габинский. Свердловский облизбирком также высказал претензии в региональному отделению партии #8220 Яблоко#8221 . По мнению облизбиркома, партия занималась незаконной агитацией (в ряде районов области распространялись агитационные материалы партии, не имеющие при этом никаких выходных данных). Кроме того, в облизбиркоме полагают, что конференция регионального отделения партии прошла с нарушением законодательства (на ней присутствовало недостаточное количество членов партии). Большинством голосов избирком принял решение зарегистрировать список партии #8220 Яблоко#8221 , но с оговоркой, что будет направлен запрос в ФРС РФ. В Приморском крае в регистрации отказано списку Аграрной партии России. Основание #8211 недостоверность и недействительность предоставленных подписей избирателей в поддержку кандидатов этого избирательного объединения. Аграрная партия России стала единственной партией в регионе, представившей для регистрации не избирательный залог, а подписи избирателей. Достоверность подписей проверяла специально созданная в крайизбиркоме рабочая группа, а также специалисты экспертно-криминалистического центра УВД Приморского края. Было проверено более 15 тысяч подписей избирателей из 17055 представленных. Недостоверными и недействительными, по заключению специалистов, признано 1775 подписей, то есть 11% от общего количества, тогда как законодательство допускает не более 10% недостоверных и недействительных подписей. Допустимое число #8220 брака#8221 превышено на 186 подписей. Лидер регионального отделения партии В. Зорин заявил, что устранение списка аграриев на руку #8220 Единой России#8221 . При этом В. Зорин признал факт #8220 технических ошибок#8221 , пояснив, что #8220 пожилые люди нередко просили сборщиков подписей поставить за них даты в подписных листах и им по-человечески шли навстречу#8221 . Решение избиркома АПР намерена оспорить в суде. Несмотря на претензии, крайизбирком зарегистрировал список партии #8220 Свобода и народовластие#8221 во главе с В. Черепковым. Член избиркома Ольга Абраменко предложила отказать партии #8220 Свобода и народовластие#8221 в регистрации, мотивировав это тем, что, согласно краевому избирательному законодательству, представленные в комиссию партсписки должны быть заверены руководителем регионального отделения партии, что сделано не было. Однако председатель крайизбиркома Сергей Князев высказал мнение, что если такое решение будет принято, то оно будет подвергнуто судебной ревизии, так как федеральное законодательство не требует заверения партсписка главой регионального отделения партии #8211 достаточно решения партконференции. С. Князев даже предположил, что несоблюдение бюрократических формальностей было продуманным ходом со стороны партии #8220 Свобода и народовластие#8221 с целью привлечения к партии внимания. О. Абраменко по той же причине (список кандидатов не был заверен руководителем регионального отделения) предложила отказать в регистрации списку Российской партии Жизни, но кроме нее за это никто не проголосовал. В Чувашской Республике отказано в регистрации списку Российской партии пенсионеров. По мнению ЦИК республики, партия допустила нарушения при внесении избирательного залога и подготовке финансового отчета. Как разъясняется в постановлении избиркома, первый финансовый отчет был #8220 составлен с нарушением требований избирательного законодательства#8221 и потому признан #8220 недостоверным#8221 . В частности, комиссия обнаружила расхождение между указанным в отчете размером избирательного фонда партии и банковской справкой, согласно которой на счетах #8220 пенсионеров#8221 находится на 1,4 млн руб. больше, чем записано в отчете. Кроме того, для внесения залога партия использовала пожертвование от фонда #8220 Народное достояние#8221 в размере 1,5 млн руб. тогда как по республиканскому закону одно юридическое лицо может внести в избирательный фонд не более 1,05 млн руб. Лидеры чувашского регионального отделения Российской партии пенсионеров высказывали намерение оспорить его в суде. Позднее стало известно, что РПП не будет оспаривать в суде отказ в регистрации в связи с #8220 отсутствием судебной перспективы#8221 . По данным партии, по невнимательности финансового уполномоченного произошла техническая ошибка #8212 финансовый уполномоченный должен был указать три фирмы, от которых поступили пожертвования, а фактически из-за невнимательности указал только две. В результате получилось, что в одном месте партия #8220 перебрала#8221 установленный законом лимит пожертвований от одного юридического лица на 450 тыс. рублей, а в другом месте у нее получился недобор в 450 тыс. рублей. По мнению местных экспертов, отказ в регистрации Российской партии пенсионеров связан с недостаточной квалификацией ее местного руководства. В Республике Карелия не исключено отстранение от выборов списка партии #8220 Яблоко#8221 . Республиканский избирком направил в Верховный Суд республики жалобу регионального управления ФРС, установившего, что конференция партии по выдвижению списка кандидатов в депутаты карельского парламента прошла с нарушением законодательства. В частности, ФРС пришла к выводу, что участники республиканской конференции выдвинули список в составе 25 кандидатов не от общего количества членов партии в Карелии (3800 человек), а лишь от 475 человек. В регионе партия #8220 Яблоко#8221 выступает как оппозиция главе республики С. Катанандову, и один из ее лидеров, В. Попов, баллотируется на пост мэра Петрозаводска. 3.2. Состав партийных списков Обращает внимание еще более массовое, чем ранее, использование технологии предвыборных #8220 паровозов#8221 (кандидатов, баллотирующихся в партийном списке с целью привлечения дополнительных голосов избирателей, но не намеренных получать мандат депутата). В максимальной степени эта технология применяется партией #8220 Единая Россия#8221 : в 8 из 9 регионов партийные списки #8220 Единой России#8221 возглавили руководители субъектов РФ. Ранее, на региональных выборах 12 марта 2006 г. руководители субъектов РФ возглавляли 5 из 8 списков партии #8220 Единая Россия#8221 , а на осенних региональных выборах 2005 г. #8211 5 из 12. Таким образом, осенью 2005 г. данная технология у партии #8220 Единая Россия#8221 касалась 42% регионов, 12 марта 2006 г. #8211 63% регионов, а 8 октября 2006 г. #8211 уже 89% регионов. Помимо глав регионов, в списках #8220 Единой России#8221 также обильно представлены мэры городов (преимущественно областных центров), региональные министры и депутаты Государственной Думы. Так, в Республике Карелия список #8220 Единой России#8221 возглавляют Глава Республики Карелия С. Катанандов и Председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы В. Пивненко. Под номером 5 в карельском списке #8220 Единой России#8221 #8211 заместитель Премьер-министра Правительства Республики Карелия #8211 Министр сельского, рыбного хозяйства и экологии В. Собинский, под номером 8 #8211 министр образования республики Г. Разбивная. В Чувашской Республике номер 1 регионального списка #8211 президент республики Н. Федоров, в субрегиональных группах в список входят министр физической культуры и спорта республики В. Краснов, глава г. Чебоксары Н. Емельянов, глава г. Новочебоксарск В. Андреев, глава г. Алатырь М. Марискин, глава Комсомольского района Г. Волков, глава г. Канаш В. Полукарова. В Республике Тыва список возглавляют Президент республики Ш. Ооржак, вице-премьер Правительства республики Шолбан Кара-оол, руководитель канцелярии Правительства Дандар Ооржак. В одну из субрегиональных групп входит руководитель секретариата канцелярии председателя Правительства Тывы З. Ондар. В Приморском крае в список вошли губернатор края С. Дарькин (#8470 1), командующий Тихоокеанским флотом В. Федоров (#8470 3), глава администрации Владивостока В. Николаев (#8470 4), вице-губернатор В. Горчаков (#8470 10). В Астраханской области в списке губернатор области А. Жилкин (#8470 1), мэр Астрахани С. Боженов (#8470 2), руководитель администрации губернатора области А. Клыканов (#8470 3 ), член Совета Федерации Г. Горбунов (#8470 4), глава Володарского района Б. Миндиев (#8470 1 в Володарской субрегиональной части), глава Красноярского района В. Савкин (#8470 1 Красноярской субрегиональной части), глава Приволжского района Л. Боярчук (#8470 1 в Приволжской региональной части), представитель губернатора в Государственной Думе области И. Родненко (#8470 2 в Приволжской региональной части), а также глава г. Камызяк Л. Ермакова, глава Лиманского района Я. Феньков, председатель Совета муниципального образования #8220 Наримановский район#8221 А. Лебедев, глава Енотаевского района М. Анишко, глава Черноярского района А. Колесов, заместитель мэра Астрахани В. Ступин. В Липецкой области в списке #8220 Единой России#8221 губернатор области О. Королев (#8470 1), мэр Липецка М. Гулевский (#8470 2). В Новгородской список #8220 Единой России#8221 возглавил губернатор области М. Прусак (#8470 1). В Свердловской в список вошли губернатор Э. Россель (#8470 1) и первый заместитель главы Екатеринбурга В. Смирнов (#8470 6). В Еврейской автономной области в списке партии #8211 заместитель председателя Правительства автономной области М. Жирдецкая (#8470 2), мэр Биробиджана А. Винников (#8470 3), глава администрации Ленинского района С. Лаврук (#8470 4). Иные партии тоже используют технологию #8220 паровозов#8221 , но в гораздо меньших, чем #8220 Единая Россия#8221 , объемах. В Липецкой области список Российской партии Жизни возглавил лично председатель Совета Федерации С. Миронов, в Свердловской области #8211 депутат Государственной Думы Е. Ройзман. Повсеместно (в Карелии, Астраханской, Липецкой, Новгородской, Свердловской областях, Приморском крае) решил сам возглавить списки партии #8220 Народная воля#8221 Сергей Бабурин. Список КПРФ в Приморском крае возглавляет депутат Государственной Думы В. Гришуков, в Еврейской автономной области #8211 депутат Государственной Думы С. Штогрин. Список партии #8220 Родина#8221 в Свердловской области возглавляют депутаты Государственной Думы Е. Зяблицев и В. Варенников, список ЛДПР в Чувашской Республике #8211 депутат Государственной Думы А. Броницын, список Народной партии РФ в Астраханской области #8211 лидер партии, депутат Государственной Думы Г. Гудков, список партии #8220 Свобода и народовластие#8221 в Приморском крае #8211 депутат Государственной Думы В. Черепков. Однако лидер ЛДПР В. Жириновский отказался возглавить свердловский список ЛДПР несмотря на анонсирование этого события. 3.3. Активность политических партий Во всех 9 регионах выдвинули и зарегистрировали списки только три партии #8211 #8220 Единая Россия#8221 , КПРФ и ЛДПР (см. табл. 6 ). Представители формирующегося левоцентристского альянса (Российская партия Жизни, #8220 Родина#8221 и Российская партия пенсионеров) объявили о формировании своего союза тогда, когда в регионах уже шел процесс выдвижения партийных списков. В результате в ряде случаев они конкурируют друг с другом. Российская партия Жизни не стала выдвигать списки в Чувашской Республике и Астраханской области, #8220 Родина#8221 #8211 в Карелии и Липецкой области. Таким образом, списки Российской партии Жизни зарегистрированы в 5 регионах и еще в двух (Свердловская область и Республика Тыва) партия намерена восстановить их через апелляции в судах, списки партии #8220 Родина#8221 зарегистрированы в 7 регионах. В Новгородской и Свердловской областях, Республике Тыва, Приморском крае и Еврейской автономной области Российская партия Жизни и #8220 Родина#8221 конкурируют друг с другом. Обращает внимание Свердловская область, где лидеры списков партий Е. Ройзман и Е. Зяблицев #8211 явные политические конкуренты. Российская партия пенсионеров выставила списки в 8 из 9 регионов (т.е. во всех, кроме Новгородской области), зарегистрированы они в 6. Партия #8220 Патриоты России#8221 выдвинула списки в 8 регионах, зарегистрированы в 7. Партия национального возрождения #8220 Народная воля#8221 #8211 в 6. Что касается правых партий, то на счету партии #8220 Яблоко#8221 три списка #8211 в Свердловской области, Карелии и Приморском крае. У СПС #8211 ни одного (в Карелии оно вело переговоры с #8220 Яблоком#8221 , но список не согласовало и упустило время для самостоятельного участия в выборах). На этом фоне упадка самых известных демократических партий обращает внимание рост активности #8220 нетрадиционных#8221 демократов #8211 обновленной Демократической партии России по главе с А. | |
Просмотров: 479 | |
Всего комментариев: 0 | |