Главная » Статьи » Новости города |
Конференция педагогических работников г. Липецка25-27 августа года в Липецке будут проходить мероприятия городской конференции педагогических работников «Образование – территория развития». В первый день работы педагогического форума (25 августа) в СОШ №29 состоится фестиваль лучших образовательных практик «От идеи до… идеи». На нем в рамках творческих презентаций профессиональному сообществу будут представлены достижения и программы развития учреждений-лидеров муниципальной образовательной системы: ДОУ №135, ДОУ №118, гимназия №12, лицей №3, СОШ №20, СОШ №23, ДДТ «Городской» им. С.А.Шмакова и ЦРТДиЮ «Левобережный». Пленарное заседание педагогической конференции пройдет 26 августа в зале Областного центра культуры и народного творчества. Его тема – «Состояние и направления развития муниципальной образовательной системы в условиях нового законодательства в сфере образования». Пленарное заседание откроют исполняющий обязанности главы администрации Липецкой области О.П.Королев и глава города Липецка М.В. Гулевский. В повестке дня пленарного заседания доклад председателя департамента образования администрации города Липецка Е.Н.Павлова «Качество образования – результат развития», видеоотчет о первом дне конференции, выступления, посвященные проблемам введения стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога. Кроме того, запланирована творческая презентация деятельности Ассоциации молодых специалистов г. Липецка. В ходе пленарного заседания будет проведена церемония награждения педагогов и руководителей образовательных учреждений юбилейной медалью «Во славу Липецкой области», Почетными грамотами администрации Липецкой области и Липецкого областного совета депутатов, администрации города Липецка. Состоится торжественное вручение педагогическим работникам премий имени Сталя Анатольевича Шмакова, Михаила Борисовича Раковского, а также муниципальных грантов педагогам-победителям городского конкурса «Призвание – учитель», образовательным учреждениям-победителям конкурсов «Детский сад года», «Школа года», «Учреждение дополнительного образования года», детским садам, работающим в инновационном режиме. Специальные призы педагогам будут вручены от профсоюзной организации Липецкого регионального отделения профсоюза работников народного образования и науки РФ, Ассамблеи родительской общественности г. Липецка. Участников пленарного заседания поздравят творческие коллективы ЦРТДиЮ «Советский» г.Липецка. 27 августа в образовательных учреждениях города пройдут педагогические советы, посвященные главной теме «Как повысить качество результатов образования? Предлагаем, обсуждаем, делаем». С началом учебного года педагогические коллективы в своих видеообращениях поздравят председатель департамента образования Е.Н.Павлов, директор гимназии №12, председатель Совета руководителей образовательных учреждений г.Липецка О.Н.Уласевич, председатель Ассамблеи родительской общественности г.Липецка О.В.Бойко. Городская ярмарка учебных мест300 выпускников 9-ых классов школ города Липецка приняли участие в традиционной городской ярмарке учебных мест для учащихся общеобразовательных учреждений. Мероприятие было организовано управлением труда и занятости Липецкой области, управлением образования и науки Липецкой области, Липецким городским центром занятости населения, Липецким техникумом сервиса и дизайна, департаментом образования администрации города Липецка. В этом году ярмарка прошла в Липецком техникуме сервиса и дизайна. В рабочих залах ярмарки были расположены информационные и рекламные стенды учебных заведений профессионального образования города, из которых школьники могли узнать о направлениях и профилях подготовки, по которым осуществляется набор абитуриентов, правилах, условиях и сроках приема в то или иное заведение, режиме работы приемной комиссии и т. д. Ярмарку открыл заместитель главы администрации города Липецка Курочкин А.А. Он отметил важность проводимого мероприятия, призвал ребят ответственно подойти к выбору профессии, ведь если дело по душе, человек на работу идет с большим желанием, делает ее качественно. С приветственной речью выступил председатель департамента образования администрации города Липецка Е.Н. Павлов, который посоветовал ребятам выбирать профессию так, чтобы, став обладателем диплома, не оказаться невостребованным специалистом. «Труднее всего найти работу в городе менеджерам, юристам и экономистам. На сегодняшний день по-прежнему наибольшим спросом со стороны работодателей пользуются высококвалифицированные рабочие. Задумайтесь о будущей возможности получить хорошую работу и финансовую независимость, а высшее образование для человека с дипломом о среднем профессиональном образовании, станет еще доступнее»,- обратился к будущим абитуриентам Е.Н. Павлов. После торжественного открытия школьники по маршрутным листам отправились в мастерские индустриально-технологического колледжа, торгово-технологического колледжа, техникума сервиса и дизайна. Представители профессиональных учебных учреждений не только продемонстрировали видеофильмы и презентации, но и рассказали об условиях поступления в учреждения, об особенностях образовательного процесса, ответили на интересующие ребят вопросы, раздали буклеты с информацией, адресами, контактными телефонами вузов и техникумов. В этом году все 300 школьников прошли тестирование на профессиональную пригодность, тогда как в прошлом году количество желающих узнать о своих интересах и склонностях не превысило 30 % от общего числа участников ярмарки-. В итоге проведенной профориентационной работы почти 100 школьников определились в выборе профессии и написали заявления о поступлении в профессиональные учебные учреждения, принявшие участие в ярмарке. В Липецке проходит августовская конференция педагогических работниковС 27 по 29 августа г. в г. Липецке проходит августовская конференция педагогических работников. 27 августа на базе СОШ № 29 состоялся второй этап городских конкурсов «Школа года » и «Учреждение дополнительного образования года », проводимых в рамках конкурса-фестиваля лучших педагогических практик «От изменения условий к изменению качества, или педагогические смыслы модернизации образования ». Участников и гостей мероприятия приветствовали председатель департамента образования администрации г.Липецка Павлов Е.Н. и председатель Совета Ассамблеи родительской общественности г. Липецка Бойко О.В. В этом году в соответствии с рейтингами муниципальной системы оценки качества образования лидирующие позиции занимают гимназии №№ 12, 19, СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 68, СОШ №№ 33, 20, 70, ЦРТДиЮ «Советский », «Левобережный » и ЦДОД «Стратегия ». Конкурсанты продолжили состязаться за звание лучшей школы года и лучшего учреждения дополнительного образования года и творчески презентовали результаты своей деятельности в - учебном году. Участники конкурса представили свое видение организации процесса обучения в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации ». Роль членов жюри отведена представителям Совета Ассамблеи родительской общественности г. Липецка. Оценка выступлений конкурсантов будет осуществляться по нескольким параметрам, среди которых оптимальность условий организации образовательного процесса, достижения учащихся и педагогического коллектива, наличие индивидуального стиля и позитивного имиджа образовательного учреждения. Объявление итогов конкурсов состоится 28 августа. Церемония награждения победителей пройдет в зале Областного центра культуры и народного творчества и завершит собой пленарное заседание педагогического форума. 6 апреля г. в МАОУ СОШ №20 состоялась презентация проекта новой школы в 29 микрорайонеПеред собравшимися выступил председатель департамента образования администрации города Липецка Е.Н. Павлов. Он отметил, что в микрорайоне сложилась сложная ситуация с обеспечением образованием всех нуждающихся микрорайона. В связи с этим главой города Липецка было принято решение о строительстве в 29 микрорайоне новых социальных объектов. Так, в январе года было введено в эксплуатацию рассчитанное на 260 детей второе здание детского сада №30 по улице Коцаря. - И вот сегодня мы с вами говорим о старте строительства новой школы, рассчитанной на 800 мест. Проект строительства данного объекта был разработан управлением строительства города Липецка совместно с департаментом образования администрации города Липецка. Для нас это очень важно, т. к. мы планируем построить школу будущего, которая станет еще одним шагом в реализации идеи инклюзивного образования. Проектом предусмотрен монтаж лифта, пандусов и опорных поручней, строительство бассейна. Важнейшим условием функционирования образовательного учреждения является соответствующая требованиям организации образовательного процесса система материально-ресурсного обеспечения. Планируется, что школа будет оснащена новейшим информационно-технологическим оборудованием. Необычным будет и наименование школы – школа №100. Цифра 100 символическая: 100 новых идей в осуществлении образовательного процесса, 100 лучших специалистов, которые будут работать в этой школе, 100 дорог, которые откроются перед выпускниками этой школы. Директором будущей школы предположительно будет заместитель директора МАОУ СОШ №20 С.А. Ковтонюк, который в настоящее время назначен куратором строительства новой школы в 29 микрорайоне, – рассказал Е.Н. Павлов. - Интересный проект, - продолжил С.А. Ковтонюк. - Школа рассчитана на 800 учащихся в одну смену. По проекту – 43 современных, светлых учебных кабинета, 2 спортивных и 2 тренажерных зала, тир, студия изобразительного искусства, хореографический зал, актовый зал на 300 посадочных мест, конференцзал, медицинский блок, состоящий из 4 кабинетов (кабинеты врача и психолога, стоматологический и процедурный кабинеты). Начальная школа будет располагаться в отдельном блоке, соединенным с основным зданием. В школе будет создана безбарьерная среда: удобный доступ, лифт, раздевалки, туалеты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Гордостью школы станет бассейн с 25-метровыми дорожками. Это первый большой школьный бассейн в г. Липецке. В здании планируется второй малый бассейн для малышей, танцевальный и фитнесс залы. Вопросы организации образовательного процесса будут освещены на специально созданном сайте «Школа 100». В завершении Е.Н.Павлов и С.А. Ковтонюк ответили на многочисленные вопросы родителей будущих учащихся школы №100. Педагогическая деятельность в Нюрбинской средней школе №2 Начну рассказ с приказа № 262 Нюрбинского районного отдела народного образования от августа 1953 года (заведующий Алексеев А. Г.). «На основании приказа № 7- 105 Минпроса Якутской АССР от 10 апреля 1953 года в селе Нюрба на базе начальных классов Нюрбинской средней ШКОЛЫ № 1 с 1 сентября 1953 г. открыть семилетнюю школу, которую именовать Нюрбинской семилетней школой». 1. Назначить учителями следующих товарищей:
Так образовалась Нюрбинская семилетняя школа. Педагогический коллектив в основном был молодой. Опытными учителями были Мартынов Андрей Васильевич - участник Великой отечественной войны, Попов Петр Николаевич - зам. директора. Он в 1944-45 уч. году преподавал Конституцию СССР в НСШ, когда я училась в 7 классе. Иванова Галина Ивановна, Кондакова Вера Григорьевна учила меня по географии также в 7 классе, Платонов Василий Григорьевич - мой учитель во 2 классе в Чаппандинской семилетней школе и Малыгин Александр Николаевич. Королева (Стародворская) Надежда Николаевна, Попова (Пустовая) Муза Степановна, Винокурова Людмила Георгиевна - начинающие учителя. Мне тогда было всего 22 года, с двухгодичным стажем учительской работы. Педколлективу пришлось трудиться в самых тяжелых условиях. Не хватало учебников, учебных принадлежностей, даже тетрадей, чернил и ручек. Не было наглядных пособий, почти отсутствовала педагогическая и методическая литература. Здание школы старое, классы тесные, освещение было слабое, парты маленькие. Школа работала в 2 смены, утром занимались начальные классы, вечером так называемые старшие классы. Классных комнат не хватало. Помню, я вела математику в 5 классе в комнате, отгороженной от коридора без классной доски и без учительского стола. Благо в 5 классе учащихся было меньше 10. Отопление печное. Помню, в 5 классе училась Мухоплева Рита, после школы она окончила Магаданский педагогический институт и стала педагогом. Училась и Романова Люция, ставшая артисткой, в данное время живет в Канаде. Запомнились дети, которые учились увлеченно, старательно и, соответственно, успешно. Отличное ведение тетради, прекрасные рисунки, чертежи, четкие лаконичные ответы на вопросы учителя на уроках физики, все это было у Бори Романова. И он учился на «отлично» по физике в 6, 7 классах. Хорошо учились и Люба Мунчанова, Зоя Мордовская, Рая Иванова, Кондратьев Толя, Буцик Юра и другие. Они по математике получали отличные отметки. Старательной ученицей была и Андросова (Бойко) Светлана. В 1955-56 у.г. был выпущен 7 «а» класс, где я вела математику. Перейдя в 8 класс они попали в руки математика НСШ Иноземцевой Ники Панфиловны. Когда узнавала у нее об учебе своих учеников, она отвечала: «Очень хорошо. Просто молодцы». Этими словами меня наградила моя бывшая учительница математики Ника Панфиловна, и для меня эта была высшая награда. С благодарностью вспоминаю первого нашего завуча Попова Петра Николаевича. Если скажу, что он был душою коллектива учителей, наверное, не ошибусь. Всегда жизнерадостный, даже веселый, он поднимал наш дух, настроение. Ведь я знала его и как учителя Конституции СССР. Мне легко давался этот предмет и переводной экзамен по нему за 7 класс сдала на «хорошо». Петр Николаевич с учителями работал индивидуально и мне, например, уделял особое внимание, как начинающему учителю. Посещал уроки, проводил контрольные работы. Хотя помещение было старое, маленькое, мы все положенные внеклассные мероприятия проводили, вкладывая всю душу, выдумку и умения. Помню, проводили неплохие новогодние праздники. Вспоминать грустно и, в то же время, бывало смешно в некоторых случаях. Мне, как классному руководителю, надо было подготовить пакетики для детских подарков. Никаких готовых пакетиков не было в продаже, надо было самой придумать. Эти пакетики я изготовила из газет одинакового размера и нарисовала елочки акварельными красками. Они получились вполне приличными (мне так показалось). Когда я принесла их в школу, учителям они тоже понравились. Послевоенная жизнь учителя была очень трудна, это вы, наверное, представили из моего маленького рассказа. Самыми активными учителями были Королева Н. Н. Шахурдина Ю. С. и многие другие. Музе Степановне Поповой (Пустовой) тогда было всего 18 или 19 лет. Она приехала в Нюрбу, окончив Вилюйское педучилище. Совсем юная и очень красивая. В 1954 г. приехала из Якутска, окончив учительский институт, Мамрукова Зинаида Васильевна и стала преподавать географию. Так, постепенно рос учительский состав. Прибыли Надежина В. А. Речкунова Л. В. - историк и др. В то время в отделе народного образования работал инспектором Шадрин Григорий Абрамович. Человек он был пунктуальный, энергичный, требовательный, доброжелательный, честный и справедливый. Конец 1953-54 учебного года. Мне следовало принять экзамен по арифметике в 5 классе (это тот же класс, который приняла в 8 кл. Ника Панфиловна). Только начала принимать экзамен с одним ассистентом, является Шадрин Г. А. Он об этом заранее не предупреждал. Сидел до конца экзамена, задавал дополнительные вопросы. Я за этот случай Шадрину Г. А. очень благодарна. Оставалось подтянуться. Вот таков был Шадрин Григорий Абрамович, преданный своему делу, делу контроля и руководства. Он постоянно проверял ход экзаменов, добирался до дальних школ пешком. С 1950 по 1961 г. народным просвещением в Якутии руководил министр Захар Прокопьевич Саввин (1915 г.р.), участник Великой отечественной войны 1941-45 г.г. дважды награжденный орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, несколькими боевыми медалями, в том числе «За взятие Будапешта». Пятидесятые годы - годы восстановления разрушенного войной хозяйства, коренного улучшения учебно-воспитательной работы школ. Стояла задача осуществления семилетнего, затем, восьмилетнего обязательного обучения детей. Нужно было строить новые школы, интернаты, мастерские и т.д. Следовало улучшить качество подготовки учительских кадров на курсах. Перед учительством стояла задача перестройки системы народного образования, в частности, по составлению новых учебных планов, программ, учебников и учебно-методических пособий. В 1956 г. я поехала в Якутск поступать в пединститут. Когда проходила медицинское обследование, у меня нашли серьезное заболевание и не допустили к дневному обучению. В то время еще одно препятствие - институт преобразовался в университет. При поступлении в университет на второй курс нужно было сдавать разницу - много экзаменов. А я к этому не была готова. Пришлось вернуться в Нюрбу и хорошо подготовиться, поправить здоровье. В августе из Якутска в Нюрбу плыли на пароходе с Мамруковой Зинаидой Васильевной. Вдвоем нам было весело. Таким образом, в 1956-57 у.г. мне пришлось по состоянию здоровья проработать в вечерней школе сельской молодежи. Лечилась усиленно. В итоге, в августе 1957 г. врачи разрешили мне работать с детьми. В школе не было вакансии учителя математики, поэтому новый директор Алексеев А. Г. завуч Иноземцева Н. П. назначили меня библиотекарем. Тогда зав. РОНО был Попов Петр Николаевич. Ника Панфиловна сказала мне, что будет использовать меня на замену учителя математики. Осенью 1957 года прошла практику библиотекаря в детской библиотеке у Григорьевой М. и Аммосовой П. В то время в вечерней школе преподавали учителя дневных школ. В районе не хватало учительских кадров. Мне один год пришлось работать в двух образованных средних школах одновременно в 3 смены. В 1957 г. прошла курсы библиотекарей в ЯИУУ. С 1958-1962 г. работая библиотекарем, преподавала математику в 5-7 классах. В 1962 году меня, наконец, освобождают от работы в библиотеке (приказ РОНО № 231 от 11.08.62 г.) Таким образом, библиотекарем я проработала 6 лет, ведя уроки математики, а часто и физики. До приезда Блинова С. Е. в школе не было физика, поэтому уроки физики вел Малыгин А. Н. в старших классах, а в 6-7-ых классах я. В 1961 году я поступила в Якутский государственный университет на физико- математический факультет (отделение математики), заочно. Срок обучения в заочном отделении составлял 6 лет. Не отставая от учебы, в 1967 году получила диплом математика, успешно защитив дипломную работу на тему «Преподавание геометрии в 6 классе». Библиотеку сдала Тамаре Куклиной. Она еще стала работать бухгалтером по совместительству. После нее школьную библиотеку приняла Аргунова Нина Прокопьевна. В 1957 г. фонд библиотеки составлял 100 книг, при сдаче он составлял более 1500. Часть книг была приобретена на школьные средства, а часть собрана у школьников. Проводились читательские конференции, утренники, выпускались библиотечные плакаты. Во время новогодних праздников оформляли комнаты сказок. Помогали активные читатели, учитель рисования Аргунов Дмитрий Иннокентьевич. Некоторые мероприятия запомнились, например, утренники для младших школьников по произведениям Маршака, Аркадия Гайдара, читательские конференции по произведениям Жюля Верна «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой» для средних классов. Проводить эти мероприятия помогали учителя русского языка и литературы начальных классов (Перфильев П. В. и другие). Много читали Еврасова Люда, Савченко Алла, Ноговицына Февралина, Иванова Роза, Шубин Виктор и младшие школьники. Тесную связь с библиотекой имели из учителей: Перфильев П. В. Власова Н. М. Таюрский М. М. Науменко В. М. и др. Постоянную методическую помощь математикам оказывала завуч, затем, директор школы Иноземцева Ника Панфиловна. Сама проводила для математиков открытые уроки. Математики школы проводили открытые уроки для учителей района. Это организовывал зав. методическим кабинетом Миронов А. А. В 6О-х годах математиками работали Блинова А. М. Каликина Т. М. Лактионова, Корнева, Иноземцева Н. П. Малыгин А. Н. и я, физиками Науменко В. М. Блинов С. Е. Кухаренко Н. Т. В то время коллектив НСШ № 2 был молодой, самым старшим был Таюрский М. М. Он ушел от нас на заслуженный отдых (на пенсию), Меркурий Михайлович - участник гражданской войны, заслуженный учитель школ ЯАССР, кавалер ордена «Знак Почета», отличник народного просвещения. Его забыть невозможно. Человек степенный, спокойный, рассудительный, как говорят «слов на ветер не бросал». Умел говорить с малышами, был прекрасным собеседником. Мне посчастливилось работать с ним в одной школе и беседовать на различные темы. Меркурий Михайлович, когда не был согласен с мнением собеседника, всегда очень тактично возражал и отстаивал свою точку зрения, таким образом, он вопрос открытым никогда не оставлял. А бывают люди, которые из вежливости соглашаются, а на душе оставляют какой-то осадок. Таюрский М. М. был открытым и уверенным в себе человеком. На педсоветах я слышала о хорошей работе учителей начальных классов: К. И. Самсоновой, залуженной учительнице ЯАССР, Ивановой Г. И. отличника народного образования, Малышевой Капитолины Петровны. Это были уже опытные учителя. Самсонова К. И. тоже ушла на пенсию от нас. Ксенья Иннокентьевна очень добрая, отзывчивая, готовая всегда помочь любому человеку. Хорошо помню ее доброту в одном важном вопросе. Школу нашу считали русской, так как обучение проводилось на русском языке, якутский язык не изучался как предмет. Ксенья Иннокентьевна, по просьбе некоторых интеллигентов села, брала в 1 класс детей, почти не говоривших на русском языке. Ни от кого не отказывалась, и потом, упорным трудом добивалась знания русского языка. Так многие ребята закончили успешно школу, затем высшие учебные заведения. Усовершенствовали свою педагогическую деятельность и многие молодые учителя: Надежина В. А. Шлемова В. В. Пустовая М. С. Власова Н. М. Рокина Г. М. Коробова В. А. и др. Это были старательные, любящие свое дело и детей учителя. Добросовестно, со знанием дела, трудились химик Провоторова Н. И. историк Копченова В. Т. физик Блинов С. Е. учителя физкультуры Павлов И. П. Очуров Ю. П. учителя иностранного языка Калиновская В. М. Семенова У. К. географ Мамрукова З. В. историк Шадрина К. Г. биолог Андреев Б. Н. которого знает вся республика и др. Эти педагоги впоследствии получили высокие правительственные награды. Их жизнь и педагогическая деятельность заслуживает повествования в виде романа или другого вида прозы, или поэмы. Когда я была в с. Эльгэй, впервые в краеведческом музее, созданном Б. Н. Андреевым, написала в книге отзывов словами А. С. Пушкина: «Пусть слух о Вас пройдет по всей Руси Великой». Это получилось действительно так. В 50-60 годах руководили школой (работали директорами): Мартынов А. В. (1953-54 у.г.), Павлов В. С. (1954-55 у.г.), Золотарев В. Н. (1955-56 у. г.), Васильев Е. И. (1956-57 у.г.), Алексеев А. Г. (1957-1960), Иноземцева Н. П. (1960- 1964), Новопашин Н. П. (1964-1967 у.г.), Скороженко П. Г. (1967-77 у.г.), и.о. директора Червякова Е. В. (1977-78 у.г.), и.о. директора Гончарова Л. В. (1978-79 у.г.), Червякова Е. В. (с апреля 1979 г. по 1981 г.), Голыбдин И. Я. (с IX 1981 г. по настоящее время). Долго и добросовестно трудились завучи Разгулина Римма Николаевна, Афанасьева Капитолина Ивановна. Прикладывали все свои усилия зав. учебной частью, но в короткое время Рокина Г. М. Алексеева Г. П. Егорова Л. Н. Федорова В. Б. Васильев Е. И. Большой вклад в дело воспитательной работы школы внесли организаторы внеклассной работы Харитонов Н. И. Гончарова Л. В. Бойко С. Д. О них я напишу еще позже. При директоре Иноземцевой Н. П. расширился школьный двор, появились мастерская и домик для ведения уроков домоводства, а в котельной две печи переоборудовали в одну. Ремонт школьного здания проводили силами учителей и учащихся. Школа стала с производственным обучением, с 11 классом. В производственном обучении помогала Амакинская геолого-разведочная экспедиция, переименованная в 1949 г. Основана была как Тунгусская при Восточно-Сибирском геологическом управлении в 1947 г. Первым начальником экспедиции был Сафьянников И. Н. научным руководителем - Одинцов М. М. Весной 1952 г. Амакинская экспедиция базируется в с. Нюрба. База строится быстрым темпом, и в том числе, новое здание нашей школы на 280 мест в 1957 г. Начальником в то время был Бондаренко М. Н. Наши старшеклассники обучались специальностям геологии. Иноземцева Н. П. директором проработала 4 года с 1960-1964 г.г. В это время осуществлялось производственное обучение.
Осенью 1960 г. проходили практику, выполняя штукатурные и малярные работы в медицинском городке. На работу возили со двора школы на грузовике. Летом работали на ремонте школьного здания: белили и красили. Был урок электротехники. В неделю 1 раз специализация, работали в течении полутора часов в ремонтной мастерской на токарном станке. Мастер учил делать гайки, шурупы. В 11 классе сдали экзамен по минералогии. По окончании школы вместе с аттестатом получали свидетельства штукатура-маляра 3 разряда, токаря 3 разряда и обогатителя 3 разряда. Преподавали: Васильев Е. И. - русский язык и литературу, Копченова В. Т. - историю, Блинов С. Е. - физику, Блинова А. М. - математику, Мамрукова З. В. - географию, Провоторова Н. И. - химию, Калиновская В. М. - английский язык, Семенова У. К. - немецкий язык, Очуров Ю. П. - физкультуру. Получили аттестат и свидетельства об окончании производственного обучения 20 человек. В то время завучем работала Разгулина Римма Николаевна. Она преподавала историю. Институт усовершенствования учителей направлял в то время учителей в Липецкую область за опытом работы. Поехала в г. Липецк Иноземцева Н. П. Она пробыла там 2 недели, тщательно ознакомилась с работой передовых школ. Приехав обратно в Нюрбу, обучала учителей своей школы методам работы липецких школ. Обучение проходило по деловому, серьезно в виде семинаров. Методика проведения уроков математики мне понравилась. Например, комментирование решений задач, примеров, различных упражнений стала применять почти на каждом уроке. Проведение практических и лабораторных работ на уроках геометрии в 6 классе - это в обязательном порядке в течение всей педагогической деятельности. Метод комментирования при выполнении упражнений, решении задач помогал развитию речи, логическому мышлению учащихся. Проведение лабораторных, практических работ на местности помогает закрепить знания учащихся. Если применять эту методику в преподавании с 4-8 класс систематически, логическое изложение материала на научной основе чистым математическим языком будет обеспечено твердо. Уже в 9 классе дети могут излагать свою мысль связно, логически четко, без лишних слов, очень лаконично. Если учитель добился этого, то учащимся будет легко учиться дальше, даже в высших учебных заведениях. Безусловно, речь идет и о другой методике обучения. Применять какой метод на данном уроке зависит от темы урока, класса и от уровня знаний учащихся. В 50-60 г. не было должности организатора внеклассной работы. Поэтому воспитательной работой вне класса занимались учителя, завучи, сам директор и старшая пионервожатая. Директора Алексеев А. Г. Иноземцева Н. П. особое внимание обращали на эстетическое воспитание детей. Хорошо организовывалась художественная самодеятельность учителей и учащихся. Постоянно действовал хор учителей и учащихся. Активными были Буцке В. С. Перфильев П. В. Очуров Ю. П. Блинова А. М. Надежина В. А. Мамрукова З. В. Стародворская Н. Н. Шахурдина Ю. С. и другие. Участие принимали все учителя по мере своих способностей, никто в стороне не стоял. Под руководством Иноземцевой Н. П. проводили открытые мероприятия для учителей района - литературный вечер в старом клубе «Геолог» Амакинской экспедиции. Когда сгорело это здание, геологи построили новый, который до сих пор существует. Постоянно ставили платные концерты силами талантливых школьников, всем руководила Шубина Г. С. - учитель пения. Директором был приобретен за большие деньги духовой оркестр, но он использовался частично. Работа по эстетическому воспитанию имела продолжение и в последующие годы. С 1964-67 (3 года) директором школы работал Новопашин Н. Г. До открытия музыкальной школы в селе музыкальным образованием в частном порядке занималась Буцке Вера Сергеевна - учит. немецкого языка. В 1963 году открывается детская музыкальная школа, 1-ым директором которой работал Березкин Л.В. затем Иващенко, преподавателем Федорова Ф. Ф. Некоторые наши учащиеся поступили в музыкальную школу, а преподаватели вели уроки пения. Федора Федоровна вела хор учителей и учащихся в нашей школе. Помню, Иващенко говорил о героической настойчивости родителей, что нужно давать звание Героя Соцтруда тем, чьи дети закончили музыкальную школу. Будучи очень скромным человеком, он о себе ничего не говорил. Федорова Ф. Ф, совместно с районным клубом систематически проводила музыкальные вечера, посвященные великим композиторам. Запомнился вечер, посвященный Бетховену. Для написания доклада о жизни и деятельности композитора Федора Федоровна книгу брала у меня. В то время с хорошими книгами в селе было трудно. Наша школа располагалась недалеко от здания музыкальной школы, позже в этом здании существовал музей «Дружбы народов». Нам было удобно установить тесную связь с преподавателями этой школы. Имела дальнейшее развитие и художественная самодеятельность, совместно с молодежью Амакинской экспедиции ставились концерты, маленькие пьесы. В 1963 году я вступила в ряды КПСС, когда секретарем ППО была Разгулина Р. Н. а 1 секретарем РК КПСС В. Г. Лыглаев. В 1964 г. меня выбирают секретарем ППО школы. Пришлось работать в сотрудничестве с директором школы Новопашиным Н. Г. Интеллигентный, порядочный, всегда подтянутый, вежливый и очень тактичный. Он был человеком разносторонне развитым: фотограф, механизатор, хорошо разбирался в любой технике, дети подчинялись ему без пререканий, так как требования ставились справедливые. При нем я получила две Почетные грамоты: за хорошую подготовку команды юных математиков (на районной олимпиаде школьников по математике мои ученики заняли 1 и 2 места) и за активную общественную работу от РК КПСС (1 секретарь РК КПСС Герасимов П. М.) в марте 1965 г. В 1963 году от округа № 39 выбрали меня депутатом поссовета. Два года работала председателем постоянной комиссии по народному образованию. В 1964-65 годах работала инспектором детской комнаты милиции на общественных началах. Со старшеклассниками проводили систематически рейды. Велась постоянная работа с родителями. С октября 1966 года я начала работать инспектором школ района в отделе народного образования (приказ РОНО от 14.10.66 за № 181). Тогда заведующим РОНО продолжал работать Захаров А. Т. С ним мне пришлось проработать всего один год. Его направили директором в Антоновскую среднюю школу. Заведующим РОНО был назначен Кардашевский А. Г. Мне было поручено выполнять обязанности инспектора по кадрам, по математике, физике, черчению, по опеке и попечительству. Не было освобожденного председателя райкома профсоюза учителей, на общественных началах эту обязанность выполнял Николаев Н. Н. - учитель НСШ № 1. Мне поручили готовить дела учителей к награждению и добиваться утверждения на президиуме райкома профсоюза. Другие сотрудники также помогали Николаеву Н. Н. в его разных профсоюзных делах. Тогда мы проводили всем коллективом различные мероприятия для учителей: январское и августовское совещания, семинары, торжественные вечера ко дню учителя в районном доме культуры, в клубе «Геолог» и т.д. Инспекторы Иннокентьев Н. И. Иннокентьев Н. Н. Федоров Ф. Г. Оксана Потапова, позже Светлана Шилова, методист Миронов А. А. и некоторые учителя выезжали в наслега для инспектирования школ. Эти посещения мне нравились, хотелось увидеть что-либо интересное, новое, познакомиться с сельчанами и учителями. Добрые, гостеприимные, дорогие нам учителя, директора школ не забываемы. Мария Дмитриевна Николаева - учительница русского языка (Мальжегар), математик Николаев Н. А. директор Хатынской школы (в то время) Анисимов И. С. Дарья Павловна Григорьева - учительница русского языка, Павлов Д. И. - директор Егольжинской школы, Мария Михайловна Михайлова - математик в 1 Кангалассе, Васильева Татьяна Васильевна - математик (в то время с мужем Михаилом жили в Хоруле) и многие другие. Не могу забыть наше чаепитие у гостеприимных доярок фермы «Кыhыл» в Чукаре, шутки, смех. Добрым, веселым нравом отличались Миронов А. А. Иннокентьев Н. Н. Федоров Ф. Г. Молодые, полные энергии люди, ведь нам тогда было по 30 с небольшим лет. Кардашевский А. Г. назначил меня куратором в НСШ № 2. Это моя родная школа и я с удовольствием часто посещала свою школу. Директор Скороженко П. Г. имел самый близкий контакт с инспекторами и заведующим РОНО, часто посещал бухгалтерию по долгу службы. Мы, естественно, были в курсе всех школьных событий. «Болел» за свою школу и завхоз Афанасьев И. Н. Он бывал на приеме у заведующего РОНО, у главного бухгалтера Иванова Н. И. даже у председателя райсовета Данилова Э. Ф. позже у Лыткина Н. Н. по хозяйственным делам. Захаживал и к моему отцу домой, Червякову В. С. - директору лесхоза, озабоченный тем, что у учителей кончаются дрова, а в мастерской нет делового леса, просил помочь. Мама моя уважала его, рассказывала о том, что он в 30-ых годах работал учителем в Чаппанде. В то время председателем райисполкома был Данилов Э. Ф. Я готовила и представляла на утверждение исполкома дела усыновления, опеки и попечительства. Мой отец, Червяков Василий Семенович, участвовал на заседаниях исполкома райсовета как внештатный заместитель председателя. Эту должность он добросовестно исполнял до конца жизни. Был депутатом райсовета и председателем постоянной комиссии по торговле. Получилось так, что эстафету у него приняла я. Умер он в декабре 1968 года. В конце 1967 г. меня выбрали секретарем ППО при райисполкоме. Тогда в эту партийную организацию входили членами работники районо, райисполкома, ветстанции, поссовета, райфо, лесхоза. Всего членов было 40 человек. Руководило парторганизацией бюро из 7 человек, заместителем секретаря был Алексеев Г. А. - директор лесхоза. Чаще проводили заседания бюро парторганизации и рассматривали вопросы организационного характера, например, участие на коммунистическом субботнике, других субботниках по заготовке дополнительных кормов для совхозного скота, уборке картофеля, заготовке сена, по разгрузке барж во время навигации и др. Партийная организация и профсоюз организовывали выезд в совхозы по заготовке дров в Мальжегар, Нюрбачан и др. Работал штаб. Председатель профсоюза Федоров Р. И. выпускал стенгазету по итогам субботников. Председатель райисполкома Лыткин Н. Н. Награждал победителей соцсоревнования. Еще во время работы в РОНО в 1968 году меня на районной конференции женщин избрали председателем районного женсовета. В совете членами были инициативные и опытные активистки Егорова К. А. Скороженко А. М. Федорова Е. А. и др. Эта общественная работа длилась 4 года. В районе тогда действовало 38 комитетов женщин. Мои частые командировки в наслега помогали встречаться с председателями комитетов. На местах обсуждались злободневные вопросы и устранялись недостатки. Санитарное состояние сел, детских учреждений, торговых точек, пекарен, бань, а также их работа - это тот круг вопросов, который интересовал женсовет. Условия труда и быта, зарплата, поощрения, распределение дефицитных товаров - забота местных комитетов женщин. Хорошо работали активистки Малыкая, Аканы, авиапредприятия, Амакинской экспедиции, Чаппанды и другие. В школах женкомитеты не создавались, учитывая женский коллектив школ, который по долгу службы занимался воспитанием детей. Хорошо участвовали в данной общественной работе Скороженко А. М. Данилова Е. М. Саввинова П. С. (Малыкай), Григорьева Д. Н. Романова (Акана) и многие другие. Это я к тому, что женщины района - это родители учащихся школ. Работая в женских комитетах и проводя работу среди населения, они помогали улучшить жизнь, быт, питание детей, облегчить учительский труд в воспитании и обучении учащихся. Женкомитет Амакинской экспедиции (предс. Скороженко А. М.) помогал многодетным семьям, например, семье матери-героини Работенко оказал материальную помощь на сумму 360 рублей (холодильник, одежда, продукты и предметы домашнего обихода). Организовал ремонт квартир, подвоз дров. В Акане женкомитет (пред. Григорьева Д. Н.) совместно с наслежным советом распределял дефицитные товары, выделял сенокосные угодья жителям наслега. Женщины Нюрбинского авиаотряда (Данилова Е. В. Удод А. Н.) оказывали систематическую помощь воспитанникам детдома. Проводили новогодние праздники, дарили подарки от Деда Мороза и участвовали в других мероприятиях детдома. Три года тому назад, приехав в Нюрбу, Барановская З. С. возмущалась по поводу плохого санитарного состояния города. Говорила мне по старой памяти, куда смотришь, Евдокия Васильевна, почему это допустила. Милая, беспокойная, добрая Зоя Степановна не забыла свою Нюрбу, до сих пор «болеет» за свой родной город, где прошла ее молодость, ее беспокойная трудовая деятельность. Сыновья ее Сережа и Коля, дочь Люда, внук Андрей, внучка - выпускники НСШ № 2. В апреле 1969 г. состоялся съезд женщин Якутской АССР. Участвовала делегация Ленинского района в составе: Иванова Елена Егоровна - инструктор РК КПСС, Саввина П. С. - председатель женкомитета Малыкая, Червякова Е. В. - председатель районного женсовета и др. Заслушали доклад председателя Верховного Совета ЯАССР Овчинниковой А. Я. «О задачах женщин Якутской АССР в хозяйственном и культурном развитии республики навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина». Затем, доклады председателя Совмина ЯАССР ИИ Петрова «О задачах развития народного хозяйства республики» и заместителя заведующего отдел пропаганды и агитации А. М. Полякова «Задачи идеологической работы». Далее выступили Н. В. Черский, председатель ЯФСООН, зам. министра просвещения И. И. Григорьева, главный педиатр ЯАССР Н. И. Ковалевская и др. Выступили и наши делегаты Саввина П. С. и я вручила подарок делегации Магаданской области, председателю исполкома Чукотского Автономного округа Анне Нуте-Тэг-Рэне. В сентябре 1969 г. республиканский женсовет направил меня в Москву для участия в работе семинара - совещания, посвященного подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тема семинара - «Участие комиссий по работе среди женщин, советов и комитетов профсоюзов и женских советов во всесоюзном общественном осмотре культуры производства и в решении задач дальнейшего улучшения условий труда и быта работниц». На этом совещании было много выступлений. Выступила и первая женщина-космонавт, Герой Советского Союза, председатель комитета советских женщин Николаева-Терешкова В. В. она всем нам вручила подарки (платок и значок). Этот подарок храню до сих пор. 20 марта 1969 года состоялась сессия районного Совета депутатов трудящихся. Участвовали вновь избранные депутаты райсовета. На этой сессии председателем избран Лыткин Н. Н. заместителем председателя Червякова Е. В. секретарем Федоров Ф. Г. Распределили обязанности между собою. Мне предстояло руководить торговлей, культурой, медициной, народным образованием, спортом, бытовым обслуживанием. Руководителями этих отделов были молодые, энергичные, знающие свое дело люди. Торговля - председатель райпотребсоюза Кузьмин Д. М. Культура - Заведующий Федотов С. П. после него Уткин К. Д. Медицина - главный врач медобъединения Егорова Е. Н. после нее Шадрин Ф. Е. Народное образование - заведующий Кардашевский А. Е. после него Иннокентьев Н.Н. Спорт - председатель спорткомитета Семенов П. Н. Председатель общества «Урожай» Корякин В. Г. Бытовое обслуживание - директор быткомбината Николаев М. М. после него Бочоев И. И. Работы было много. Все отделы работали дружно. Народное образование не может самостоятельно существовать без культуры, спорта, медицины и т.д. Большая работа была проведена по укреплению материальной базы всех этих отраслей, между данными отделами существовала самая тесная связь. Построены здания школ в Чаппанде, Чукаре, Мальжегаре, в Нюрбе (НВШ № 3), здание интерната в Мархе, здание отделения терапии, туббольницы, аптеки, пекарни, бани, складские помещения и т.д. Не перечислить все ведомственные постройки по линии СМУ, ПМК-612, Амакинской экспедиции, Авиаотряда. Жилищное строительство шло быстрым темпом, только по линии райсовета возводилось по два 12-кв. дома в году. По почину трудящихся Московской области наш район принял Обращение по достойному выполнению задания 8-ой пятилетки за 4 года 9 месяцев. 4 ноября 1970 года состоялась ХI сессия Ленинского районного совета депутатов трудящихся ХII созыва «Об итогах выполнения Обращения трудящихся района по достойному выполнению заданий 5-летки за 4 года 9 месяцев». В решении сессии было сказано о том, что трудящиеся района проделали значительную работу по досрочному выполнению заданий пятилетки за 4 года 9 месяцев, включившись в соцсоревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Далее указано, что, претворяя в жизнь, решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» школы района в 1970 году добились повышения успеваемости учащихся до 90,7% против 87,2% в 1968 г. В постановляющей части говорится: … 5. исполкому райсовета, отделу народного образования. до конца 1970 года ввести в эксплуатацию пристрой Нюрбинской средней школы № 2 …. Подписались заместитель председателя исполкома Червякова Е. В. секретарь исполкома райсовета Федоров Ф. Г. Пристрой с 6 классными комнатами и спортивным залом сдан в эксплуатацию 7 ноября 1970 года. В то время с 1967 г. директором НСШ №2 работал Скороженко П. Г. - ветеран Великой Отечественной войны. До назначения директором работал зам. начальника по политчасти и секретарем парткома Амакинской экспедиции. Таким образом, имел опыт руководящей работы и высшее педагогическое образование (Иркутский пединститут). Жил рядом со школой по улице Молодежная (переименованной в 40 лет Победы). Жена Анна Максимовна Скороженко работала в Амакинской экспедиции экономистом. Имел двоих сыновей Павла и Алешу. Алеша учился у меня по математике в 5, 6 классах. Учился хорошо, участвовал на математических олимпиадах. До моего прихода организаторами внеклассной работы были Матвеева А. П. Харитонов Н. И. Ралко Г. А. О Матвеевой А. П. Павел Гаврильевич говорил, что Александра Петровна добросовестно следила за трудовым распорядком дня, не отходя от школы ни на шаг в свои дни дежурства. Харитонов Н. И. часто заходил в райисполком, интересовался жизнью района, особенно его волновали вопросы народного образования и культуры. По пути решал и свои домашние, хозяйственные дела. Получил квартиру и кое-что из мебели. Посещал собрания, концерты, театры. Имел талант выступать с речью на различных собраниях и высказывать свое мнение на страницах газет. Поручения выполнял быстро и добросовестно. Принимал активное участие в проводимых районных мероприятиях, мобилизуя педколлектив НСШ №2 и учащихся этой школы. Меня всегда назначали председателем организационного комитета по проведению районных культурных, спортивных мероприятий, зональных смотров художественной самодеятельности, ысыаха, семинаров, конференций и. т. д. Ежегодно в п. Нюрба проводили праздник «Проводы Зимы», сдачу норм ГТО, зимние лыжные спартакиады, смотры художественной самодеятельности, в которых участвовало все население района. Массовость была самая высокая. Коллектив учителей и учащихся НСШ №2 принимал активное участие также как и другие коллективы организаций, предприятий, совхозов района. Николай Иванович проводил краеведческую работу. 30 марта 1973 года провел краеведческую конференцию учителей на тему» Ленинский район Якутской АССР за годы Советской власти», на которую была приглашена я. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина НСШ №2 добилась значительных успехов в учебно-воспитательной работе. Например, в 1-4 классах обучалось в 1969-70 у.г. 421 ученик, из них по итогам 1 полугодия не успевало 13 человек (98 %). По школе из 860 учащихся 801 успевало, из них 52 отличника (это половина всех отличников школ района) и 295 учились только на «4» и «5», что составляло 40 % всех учащихся, успевающих без троек. В 1969-70 учебном году первой в районе школа перешла на новые учебные планы и программы. В январе 1970 г. районный отдел народного образования провел семинар на опыте работы учителей начальных классов НСШ №2. Слушателями семинара были учителя начальных классов, которые в будущем году должны были принять первоклассников и обучать их по новым программам. Всего их было около 50-ти. Выступали: 1. Иннокентьев Н. И. - инспектор РОНО «Отличие новых программ от старых». 2. Афанасьева К. И. - завуч НСШ №2 «Как мы внедряем новые программы и планы» Учительница 1 «а» класса Пахомова З. И. поделилась опытом работы по новой программе в 1 полугодии данного учебного года, а Рокина Г. М. - о воспитательной работе с введением новой программы. На следующий день учителя посетили уроки чтения, письма и математики. Уроки были одобрены слушателями семинара. Учителя школы в следующие учебные годы трудились над внедрением новых планов и программ. Всей этой работой руководила зам. директора школы Афанасьева К. И. Летом 1973 года кончились полномочия депутатов райсовета XII созыва. Я решила вернуться в школу и работать по специальности. Скороженко П. Г. пригласил меня заместителем. Он также был депутатом райсовета, работал председателем постоянной комиссии молодежи. По депутатской работе у нас была постоянная связь. Я согласилась, был издан приказ заведующего РОНО Иннокентьева Н. Н. Договорились приступить к работе с 1 октября 1973 года. Я уехала на курорт в Архипо-Осиповку, получив путевку в Совете Министров ЯАССР. Возвращаясь с курорта, я остановилась у брата Червякова Иннокентия Васильевича. Его жена, Червякова Мария Степановна, отличник народного просвещения, делегат Всесоюзного съезда учителей 1968 года, преподавала химию в одной из средних школ Ленинграда. Она меня познакомила с учительницей математики Ниной Николаевной (фамилию забыла). Я посещала ее уроки в 5 классе. Она мне подарила 7 штук книг - дидактический материал. Павел Гаврильевич мне говорил, что я буду вести уроки математики в 5 классах по новой программе. Таким образом, подготовку к преподаванию математики в 5 классе я прошла в средней школе г. Ленинграда. Меня ждала и работа заместителя директора, поэтому мне пришлось ознакомиться со всей учебно-воспитательной работой школы, где директором школы работал опытный педагог. Кроме математики я посещала и другие уроки, ознакомилась с оформлением учебных кабинетов. Мне понравился урок химии Марии Степановны, ее кабинет и лаборатория. Приехав в Нюрбу, пошла работать 1 октября. Учащиеся оказались те, которые прошли учебу по новым программам у Рокиной Г. М. и Пахомовой З. И. В 4-ых классах математику преподавала Железнякова Л. И. и она продолжала учить их в сентябре. У нее приняла 5 «а» и «б» классы, получилось 12 часов в неделю. Стала преподавать, уже подготовившись, поэтому особых затруднений не было. Работать завучем стала с Афанасьевой К. И. которой исполнялось 50 лет в том году. Она в 1974-75 учебном году перешла на преподавательскую работу. | |
Просмотров: 783 | |
Всего комментариев: 0 | |